Черноземье, 29 мая 2020, 17:13

Когда бизнес может получить заключение о форс-мажоре

Эксперты объяснили, почему форс-мажор не всегда позволяет бизнесу избежать ответственность за неисполнение обязательств по договорам перед партнерами и клиентами
Читать в полной версии
Фото: malls.ru

С марта территориальные Торгово-промышленные палаты (ТПП) уполномочены выдавать заключения о форс-мажоре бизнесу, который пострадал от эпидемии коронавируса и не может исполнить свои обязательства по внутрироссийским договорам. Всего с момента начала приема заявок в территориальные ТПП поступило свыше 30 тыс. обращений на свидетельствование о форс-мажоре по договорам между российскими субъектами предпринимательской деятельности, из них выдано более 1 500 заключений.

Форс-мажор на практике

Как рассказал президент Торгово-промышленной палаты Воронежской области Юрий Гончаров, на практике многие предприниматели неверно понимают определение «форс-мажор». Не все случаи с юридической точки зрения можно квалифицировать как обстоятельства непредвиденной силы. Например, если речь идет о предпринимательских рисках, связанных с ухудшением финансового положения компании или отсутствие денежных средств у арендатора, лизингополучателя и т.п.

«За апрель-май поступило порядка одной тысячи устных обращений от предпринимателей региона. Оформлено 450 письменных заявлений. На текущий момент выдано два сертификата о форс-мажоре. Как правило, причинами отказов является либо неполный пакет документов, представленный предпринимателем, либо заявленные обстоятельства не соответствуют форс-мажору. В качестве форс-мажора мы рассматриваем не саму эпидемию коронавируса, а те запретительные или ограничительные акты федеральных и региональных органов власти, которые не дают возможность исполнить договорные обязательства», – объяснил Юрий Гончаров.

Заключение о форс-мажоре не освобождает от исполнения обязательств по договорам, но его можно использовать в качестве аргумента при переговорах с бизнес-партнерами или в суде. В свою очередь, пояснил президент ТТП Воронежской области, заключения об обстоятельствах непреодолимой силы позволят предпринимателям избежать штрафных санкций при условии, если форс-мажорные обстоятельства были предусмотрены договором.

По информации Тамбовской областной ТПП, за весь период кризисных явлений, связанных с распространением новой коронавирусной инфекции, от тамбовских предпринимателей поступило 328 устных обращений за консультацией и 36 письменных заявлений, из них 17 находятся на рассмотрении, четыре получили заключение.

«В 15 случаях мы были вынуждены дать отказ в связи с тем, что заявитель ссылался на те обстоятельства, которые не являются обстоятельствами непреодолимой силы согласно ч.3 ст.401 Гражданского кодекса РФ (нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения или необходимых денежных средств). Также заявители ссылались на то, что организация не могла осуществлять деятельность в связи с тем, что Указами президента были установлены нерабочие дни, однако некоторые предприятия уже имели возможность осуществлять деятельность на основании региональных нормативных актов», — рассказала президент Тамбовской областной ТПП Елена Воронина.

Кроме того, значительная часть поступающих вопросов от предпринимателей была связана с урегулированием арендных отношений, а также порядком уплаты кредитных платежей. Данные сферы не имеют оснований для применения форс-мажора, так как по общему правилу, выработанному судебной практикой, отсутствие денежных средств в большинстве случаев не может быть признано обстоятельством непреодолимой силы. Именно поэтому на федеральном уровне было принято решение о порядке предоставления так называемых кредитных и арендных каникул, добавила Елена Воронина.

Территориальные торгово-промышленные палаты уполномочены выдавать заключения о форс-мажорах по договорам между российскими субъектами предпринимательской деятельности, а ТПП РФ выдает свидетельства форс-мажора по внешнеторговым сделкам.

За все время с начала пандемии в ТПП РФ поступило более 850 обращений предпринимателей на получение сертификатов об обстоятельствах непреодолимой силы по внешнеторговым сделкам, при этом выдано 310 документов.

Пока суд да дело

В апреле Президиум Верховного суда РФ опубликовал обзор по отдельным вопросам судебной практики в условиях распространения коронавирусной инфекции. В частности, рассмотрел возможность освобождения предпринимателей от ответственности за нарушение обязательств в связи с возникновением форс-мажара. Как следует из разъяснений высшей судебной инстанции, признание распространения коронавируса обстоятельствами непреодолимой силы не может быть универсальным для всех категорий предпринимателей и должно устанавливаться с учетом обстоятельств конкретного дела.

«С момента объявления пандемии по COVID-19 многие предприниматели решили, что наступили те самые обстоятельства форс-мажора, условия о котором либо вообще не читались в договоре, либо были поводом для шуток, когда в них вписано было все, вплоть до пришествия инопланетян, — прокомментировала управляющий партнер юридической компании «Центральный округ» Зои Филозоп. — Надо сказать, что и официальные нормативные акты первых дней «режима повышенной готовности по COVID-19» объявляли распространение новой коронавирусной инфекции обстоятельством непреодолимой силы (например, указ мэра Москвы от 5 марта 2020 года №12-УМ). При этом по закону форс-мажор, как таковой, не освобождает от обязательств, он освобождает от ответственности: штрафов, пени, угрозы расторжения договора. И окончательное решение о наличии или отсутствии такой ответственности может принять только суд, либо стороны своим совместным соглашением».

Сертификат о форс-мажоре выдается ТПП только на основании анализа документов по сделке, в том числе конкретного договора, переписки сторон, подтверждающих документов об отсутствии ресурсов для исполнения, поясняет эксперт. При этом Московская ТПП категорически отказывает в выдаче подтверждающего форс-мажор сертификата при отсутствии в договоре условия о непреодолимой силе. Другие региональные ТПП не столь категоричны и оценивают влияние на обязательства мер, предпринимаемых для предотвращения распространения коронавируса, и без договорного условия о непреодолимой силе.

По словам Зои Филозоп, сертификат ТПП не является индульгенцией, но, безусловно, усилит позицию, как в переговорах с кредитором, так и в суде. Однако, Верховный суд РФ в своем «коронавирусном» постановлении Пленума рекомендует предпринимателям готовиться к обоснованию, почему они не смогли избежать неблагоприятных последствий мер предотвращения распространения коронавируса. Вопреки мнению отдельных юристов, Верховный суд РФ признал, что при определенных обстоятельствах даже отсутствие денег может признаваться обстоятельством непреодолимой силы, если оно вызвано ограничительными мерами, например запретом на ведение деятельности.

28 мая Верховный суд РФ рассмотрел проект постановления о применении отдельных положений Гражданского кодекса в части прекращения обязательств по договорам в условиях ограничительных мер. Согласно документу участники договорных отношений вправе отказываться от обязательств без последствий для себя в случае принятия органами государственной и муниципальной власти актов, временно препятствующих исполнению договоренностей. Между тем, если ни одна из сторон не отказалась от договора, то обязательства сохраняются. Постановление будет принято после доработки в редакционной комиссии.

Материал ИА «Медиа Черноземье»

Pro
Как защититься от ослабления рубля в 2024 году: 5 главных инструментов
Pro
Нейросети добра: как ученые решают этические проблемы с помощью ИИ
Pro
Венчурный рынок России замкнулся на себя: к чему это привело и что дальше
Pro
Чем онлайн-кинотеатры заменили голливудское и европейское кино
Pro
Нерезидент с бизнесом в России: можно ли избежать проблем с налоговой
Pro
Голос тоже стареет: как замедлить процесс — советы врача из Гарварда
Pro
Резкий рост оборотов на маркетплейсах в 2024 году: чего ждать в 2025-м
Pro
Интерес россиян к жилью в ОАЭ и Турции угас. Какие страны заняли их место