Что ждет гостиничный бизнес Черноземья после коронавируса
Еще в начале марта эксперты рынка гостиничных услуг заявляли о снижении показателей загрузки российских отелей до 10-15%. Ситуация усугубилась тем, что с 28 марта президент Владимир Путин объявил в России недельные каникулы, за которыми последовало введение ограничительных мер вплоть до 30 апреля. По прогнозам аналитиков консалтинговой компании JLL, результаты второго квартала 2020 года в индустрии гостеприимства будут еще более низкими. В апреле и мае работающие гостиницы столкнутся с минимальным уровнем загрузки в 5-10%.
Отели vs коронавирус
Владельцы отелей Черноземья признаются, что несут значительные потери на фоне ситуации с коронавирусом. По словам генерального директора AZIMUT Отель Воронеж Элины Садыковой, пандемия серьезно ударила по отрасли. Количество посетителей упало до рекордно низких значений. Причем резкое сокращение спроса началось уже с середины марта.
«До объявления в стране нерабочей недели, загрузка отеля стала сокращаться. Первыми отменились все крупные детские, юношеские соревнования в Воронеже. Это повлекло за собой отмену контрактов на проживание команд. Далее стали отменяться и другие массовые мероприятия. Параллельно с этим индивидуальные туристы стали сокращать и отменять свои поездки. После того, как президент объявил о необходимости соблюдения режима самоизоляции, загрузка отеля упала до критических значений. Сегодня она колеблется в пределах 10-15%», – прокомментировала Элина Садыкова.
Как рассказала РБК Черноземье генеральный директор «Ассоциации развития туризма Тамбовской области» Галина Гриднева, в связи с ограничительными мерами гостиничная индустрия практически парализована, загрузка отелей в среднем снизилась на 90%. Большинство предприятий сферы гостиничных услуг пришлось закрыться по экономическим соображениям. Те, кто продолжали функционировать, работают на минимальной мощности, в основном на прием гостей, направленных в командировки. Но их доля невелика.
Управляющий директор белгородского «АМАКС Конгресс-отеля» Валентина Гнездилова также подтверждает, что сейчас количество посетителей в гостиницах Белгорода очень низкое. В среднем отели города обслуживают по два-три человека. По итогам марта загрузка отелей составила менее 50%, а в апреле уже снизилась на 90% и выше.
В сложившихся условиях предприятия сферы гостиничных услуг вынуждены сокращать расходы – отказываться от аутсорсинга, консервировать номерной фонд, уменьшать количество смен и рабочих часов, отправлять часть сотрудников в отпуска. Такие вынужденные меры – не панацея для бизнеса, отмечают отельеры Черноземья. Но это позволяет отелям пока оставаться на плаву и не сокращать персонал.
«Мы общаемся с коллегами из других городов, где есть отели сети AZIMUT, а также и с коллегами из других гостиниц Воронежа. Ситуация у всех одинаковая – плачевная. Безусловно, все несут огромные потери. Мы были вынуждены пройти через существенную оптимизацию затрат. Тем не менее, продолжаем работать и сохраняем штат. Сейчас для нас важной задачей остается сохранение квалифицированных кадров. Гостеприимство – это индустрия с ярко выраженной спецификой. А обучение персонала – это длительный и трудоемкий процесс», – констатирует Элина Садыкова.
Трансформация гостиничного бизнеса
В коронавирустной реальности гостиницы Черноземья ищут возможности адаптироваться к новым форматам работы: введены дополнительные профилактические меры и ограничения для гостей в плане пользования инфраструктурой.
Элина Садыкова говорит, что в отелях сети AZIMUT придерживаются всех необходимых мер по предотвращению и распространению инфекции: в общественных зонах установлены дозаторы с дезинфицирующими средствами, нанесена разметка, помогающая людям соблюдать дистанцию. Введены дополнительные операционные стандарты и процедуры на обеспечение максимальной безопасности в соответствии с рекомендациями Роспотребнадзора, которые дополняются исходя из особенностей работы объекта. Закрыты для посещения общественные пространства – ресторан и фитнес зал. Питание посетителей организовано исключительно в номерах.
В гостинице «AMAKS Конгресс отель» в Белгороде разместили в своих номерах медиков, работающих с пациентами с коронавирусной инфекцией. Для них выделил одноместные номера с трехразовым питанием до конца 2020 года.
«Сейчас у нас проживают врачи городской больницы №2. Это позволяет нам поддерживать загрузку отеля и фонд оплаты труда. Медики живут на отдельном этаже. Для них выделили группу сотрудников, которая их обслуживает. Также разделили вход в отель для врачей и обычных гостей», – пояснила управляющий директор Валентина Гнездилова.
Сложный год для отелей
Несмотря на то, что в целом по отрасли наблюдается рекордное снижение загрузки в период пандемии, отельеры надеются на позитивный исход, если ограничительные меры продлятся не дольше чем до первого июня. Однако утверждения игроков гостиничного рынка Черноземья сходятся в одном, процесс восстановления будет долгим.
По мнению гендиректора «Ассоциации развития туризма Тамбовской области» Галины Гридневой, сделать точный прогноз сейчас сложно, все будет зависеть от развития ситуации с эпидемией. При этом если гостиницы откроются в ближайшие месяцы, загрузка все равно будет очень низкой.
«Этот год для отелей будет трудным. Как правило, все туристические заявки бронируются в период март-май, когда люди начинают планировать свой отдых. Сейчас это время уже потеряно. Сегодня у нас на стопе уже более двух тысяч заявок. И тенденции пока не самые радужные, если туристический сезон и начнется, то позже обычного. При этом рассчитывать на массовую активность туристического спроса не стоит», – отмечает Галина Гриднева.
Управляющий директор белгородского «АМАКС Конгресс-отеля» Валентина Гнездилова считает, что выходить из сложившейся ситуации гостиничный бизнес начнет, когда полностью откроют аэропорты и снимут запрет на проведение массовых мероприятий. Причем небольшим отелям будет легче восстановиться, чем крупным. Поскольку уровень затрат на обслуживание номеров и гостиницы в целом, у них очень высок.
По подсчетам экспертов консалтинговой компании JLL для восстановления загрузки потребуется от 1,5 до 3 лет, а период восстановления тарифа будет более продолжительным.