Черноземье, 30 апр 2021, 18:23

Горькая пилюля. Почему в Черноземье дорожают лекарства

Цены на препараты продолжают расти, несмотря на меры антимонопольного регулирования и снижение спроса относительно пандемийного года
Читать в полной версии
Фото: pixabay.com

Далеко зашли

В первом квартале 2021 года розничное увеличение цен на лекарства в среднем по России превысило показатели инфляции почти в два раза, подсчитала аналитическая служба FinExpertiza.

Тенденция роста характерна в том числе для Черноземья. В Курской области в I квартале 2021 года в сравнении с аналогичным периодом прошлого года рост цен на медикаменты составил 12,1%, обогнав инфляцию в 1,8 раза. В топе самых дорожающих жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (ЖНВЛП) оказались аспирин, витамин Д3 и арбидол. Остальные медикаменты (кроме ЖНВЛП) подорожали в среднем на 17,4%.

В Липецком и Белгородском регионах рост оказался самым низким в Черноземье, но и он превысил средние показатели инфляции – 9,4% и 9,5% соответственно (для ЖНВЛП — 4,8% и 5%). Все остальные медицинские товары подорожали в липецких и белгородских аптеках на 12,7%.

В Воронежской области за аналогичный период медицинские товары выросли в цене на 10,9%. Жизненно важные препараты подорожали, по подсчетам аналитиков, на 5,1%. По мнению владельца воронежской сети аптек «Фармия» Романа Кубанева, делать выводы о динамике цен целесообразно, опираясь на данные за более длительный период – полгода или год. «В воронежских аптеках закупочная цена колеблется в пределах нормы. Алгоритм закупки во многом напоминает «биржу» – характерная волатильность не позволяет отследить стоимость конкретных лекарств. По своим ощущениям скажу, что резкого роста цен на медицинские товары не произошло», – сказал РБК Черноземье эксперт.

Куда смотрит ФАС

В Тамбовской области, сообщает FinExpertiza, отмечен максимальный рост цен по РФ – 18,3% за I квартал 2021 года. ЖНВЛП подорожали здесь в среднем на 9,7%, значительно выросли в цене хлоргексидин – на 68%, аспирин – на 44,6%, витамин Д3 – на 40,5%. Медикаменты, кроме ЖНВЛП, подорожали в среднем на 24,6%. Эту информацию в Росздравнадзоре по Тамбовской области РБК Черноземье опровергли: на основании регулярного мониторинга и отсутствия жалоб от жителей чиновники утверждают, что рост стоимости на лекарства не критичен.

Ранее ФАС России опубликовал предельные размеры розничных и оптовых надбавок для жизненно важных лекарств в субъектах РФ. В среднем по регионам Черноземья оптовая надбавка для ЖНВЛП не должна превышать 16 руб., розничная – 30 руб. Кроме того, в 2016 году антимонопольщики провели сравнительный анализ стоимости одних и тех же лекарств в России и за рубежом. Выявив существенную разницу цен, служба совместно с Минздравом разработала правила, согласно которым стоимость оригинальных иностранных лекарств в России не может быть дороже, чем в референтных странах. Документ вступил в силу в 2018 году, после чего началась постепенная перерегистрация цен, которая должна была завершиться до конца 2020-го. Продажи препаратов с новой стоимостью начнутся через пять месяцев после окончания процедуры – в середине 2021 года – говорится в исследовании «Фармацевтического вестника».

Влияние макроэкономики

Член совета директоров FinExpertiza Агван Микаелян считает, что причины роста цен на лекарства носят глобальный характер: зависимость России от импорта очень высока. Поэтому серьезное подорожание можно связать с общемировым ускорением инфляционных процессов, которое вызвано антикризисной политикой европейского и американского регуляторов, чьи страны «заливают экономику огромным количеством напечатанных денег».

Аналитик ГК АЛОР Алексей Антонов тоже связывает проблему с экономическими тенденциями в целом, где коронавирус хоть и остается одним из главнейших драйверов роста цен, но уступает лидерство девальвации рубля.

«Это подтверждается тем фактом, что по некоторым позициям, не входящим в перечень жизненно важных, стоимость импортных препаратов с начала года превысила 25-30%. Возможно, к середине года ЖНВЛП начнут дешеветь вопреки рыночным факторам, под давлением антимонопольщиков. В этом случае есть риски того, что эти препараты просто перестанут поставляться в РФ. Их придется экстренно заменять дженериками, что потребует капиталовложений, которые будут заложены в цену», – считает эксперт.

Спрос и местный рынок

По данным аналитической компании RNC Pharma, в 2020 году закрылась пятая часть независимых аптек. Воронежская область оказалась в антирейтинге: за год здесь ушли с рынка порядка 55 аптек, и к январю 2021 года в регионе осталась 1331 аптека.

Тенденция сокращения численности несетевых аптек была отмечена в апреле прошлого года: повлияли на этот процесс вспышка заболеваемости COVID-19 в России и комплекс ограничительных мер, препятствовавший нормальному развитию розничной торговли. Позже ситуация усугубилась общеэкономическими проблемами, в том числе падением доходов населения. При этом количество точек, входящих в аптечные сети, за год даже выросло, отмечают аналитики.

По мнению Романа Кубанева, воронежская фармацевтическая розница в первом квартале 2021 года наблюдает спад спроса. Дистрибьюторы, ожидавшие дальнейшего роста интереса потребителей к лекарствам, оказались в сложной ситуации: в прошлом году население закупалось впрок, а теперь, в начале 2021 года, спрос возвращается в нормальное состояние. Кроме того, эксперт отмечает, что люди «как будто реже стали болеть острыми респираторными заболеваниями».

«Если сравнивать 2021 год не с прошлым, а с 2019 годом, то никаких существенных сдвигов в спросе не произошло. Мы отмечаем лишь отклонения в сезонности: в марте мы фиксировали падение продаж на 35%, в апреле — такой же прирост», — рассказал генеральный директор аптечной сети «36,6» Александр Кузин.

Так или иначе усталость, которая пришла на смену страху перед заражением, привела к снижению спроса и остановке галопирующего роста цен. Многие аптечные сети могли оказаться под угрозой, закупив большое количество лекарств. Вероятно, при продолжающемся разгоне инфляции дистрибьюторам удалось бы избежать убытка, но сегодняшняя динамика спроса ставит этот прогноз под сомнение.

Pro
Мозг все равно вас обманет: Даниэль Канеман — о когнитивных искажениях
Pro
Бизнес все больше полагается на ИИ в вопросах найма. Чем заменяют эйчаров
Pro
«Вы не знаете точно, где дно». Угрожает ли банкам в США новый кризис
Pro
Пять признаков того, что в компании «хромает» клиентский сервис
Pro
Сотрудники молчат: 6 страхов, которые мешают им делиться своим мнением
Pro
«Играть в бога». Почему катаклизмы в Дубае связывают с экономикой
Pro
Что будет, если ИИ решит все проблемы людей, — The Economist
Pro
Опасный мегаполис: как сохранить свое здоровье в условиях городской жизни