Черноземье, 30 окт 2018, 09:57

Экономика парковок

Как выстраиваются экономические взаимоотношения между городскими властями и инвестором проекта муниципальных платных парковок в Воронеже – в материале РБК Черноземье.
Читать в полной версии

Появление платных парковок в столице Черноземья произвело эффект «информационной бомбы». У проекта сразу нашлись как сторонники, так и ярые противники, стремившиеся доказать несостоятельность внедрения подобной инициативы на территории города. Одним из важнейших вопросов стали особенности финансового взаимодействия непосредственно самого муниципалитета и концессионера – ООО «Городские парковки». В чем оно заключается?

Объем инвестиций ООО “Городские парковки” в капитальные вложения парковок Воронежа составил более 115 миллионов рублей, также по концессионному соглашению на них переложена ответственность по сопровождению эксплуатации системы, включая оплату комиссий платежных сервисов в течение 10 лет, а также уборка территории платных карманов.

Корреспонденты РБК Черноземье уточнили у “Городских парковок” справедливость утверждения, о том, что реализация проекта требует только установки паркоматов и нанесения разметки.

- Такое утверждение достаточно сложно комментировать, - поясняет генеральный директор компании Роман Хахалев. - Это скорее удобное упрощение для громкого заголовка в газете, нежели что-то, хотя бы отдаленно напоминающее реальность. Проект только с разметкой и паркоматами требовал бы от водителя, как в Европе 80-х годов, после каждой оплаты или продления парковки вернуться к автомобилю и положить под стекло чек, а контролеры ходили бы сверять свои часы со значением времени на чеках. Очень сомневаюсь, что жители Воронежа сказали бы «спасибо» муниципалитету за реализацию подобного проекта. Современные проекты платного парковочного пространства - это интерфейсы умного города, сложная информационная система, которая обрабатывает большие объемы данных, и эксплуатация этого проекта - сложный комплексный процесс, который требует соответствующих компетенций и опыта.

Городские платные парковки - это высокотехнологичная информационная система. Чтобы обеспечить отсутствие сбоя или неправомерного штрафа за неуплату парковки, она должна уметь своевременно обрабатывать большие массивы данных: платежи пользователей, парковочные факты, реестры льготников, резидентов и абонементов, а также иметь интеграции с другими государственными и коммерческими информационными системами: ГИС ГМП, Госуслуги, МФЦ, Федеральная служба судебных приставов и Почта России, процессинговые системы банков и платежных систем, операторов сотовой связи.

Сбор данных для IT-системы осуществляет комбинированная служба мониторинга, оборудованная автомобильными и мобильными “ручными” устройствами и стационарными камерами. Чтобы охватить 6000 парковочных мест, была составлена схема маршрутов для 10 автопатрулей и 10 инспекторов, а также зоны, контролируемые 57 стационарными комплексами, фиксирующими как нарушение платных парковок, так и правил дорожного движения.

Ежедневно 30 человек выходят на работу, чтобы обеспечить поступление более 40000 фотографий припаркованных транспортных средств, а еще 14 сотрудников приходят в реконструированный концессионером офис компании по адресу Пирогова 87М, чтобы обеспечить функционирование информационной системы и оборудования, обеспечить квитирование и учет более 17000 платежных транзакций и обработать поступающие звонки и обращения от пользователей.

ООО “Городские парковки” является инвестором реализации проекта парковочного пространства, возврат вложенных инвестиций и покрытие операционных затрат обеспечивается за счет 75% от объема поступающих платежей, после периода окупаемости доля концессионера составит 60%, но не более 1\3 от максимально возможного объема оплат.

По сложившейся практике подобных проектов в других городах РФ доля инвесторов составляет 87-90% на весь срок концессионного соглашения. Мэрия Воронежа смогла отстоять эксклюзивные условия, переложив на плечи концессионера все плановые и непредвиденные операционные расходы, которые могут возникнуть в течение 10 лет: комиссии основных платежных сервисов, каналы связи, уборка всех парковочных карманов, очистка более 6500 дорожных знаков, табличек и информационных щитов, их восстановление, расходы на содержание помещения Центра управления парковочным пространством города. Ремонт и замена вышедшего из строя в течение 10 лет оборудования также лежит в зоне ответственности концессионера: 10 автомобилей, 20 паркоматов, 20 мобильные устройств фотофиксации и 57 стационарных камер, серверное оборудование.

При этом 100% объема от штрафов направляются напрямую в городской бюджет: экстраполируя динамику первой недели, годовой доход муниципалитета только от штрафов может составить более 70 млн рублей. Сложив все “доли” и “бонусы”, город получит сумму, в несколько раз превышающую итоговую прибыль инвестора от проекта.

Средства, переведенные в городскую казну, по заявлениям властей, будут направлены на решение проблем города, преимущественно на развитие транспортной системы.

У горожан остается еще один вопрос: мог бы данный проект реализовать муниципалитет без привлечений инвестиций со стороны? Городские власти дают на это однозначный ответ: не эффективно. Этот вариант рассматривался, но тогда бюджет мог бы пострадать от непредвиденных расходов и рисков. А бюджет для капитальных вложений (115 миллионов рублей) пришлось бы изыскивать, “ущемляя” другие городские проекты. Второй аргумент - глубокая компетентность. Чтобы реализовать данное решение, необходим специализированный опыт и отраслевые знания. Поэтому руководство администрации города по результатам проведённого конкурса выбрало оператором парковок компанию, которая располагает для этого профильной компетенцией на основании опыта и всеми необходимыми ресурсами.

Невозможно не обратить внимание на то, что в центре столицы Черноземья в рабочее время появились доступные для каждого жителя свободные парковочные места, что само по себе является подтверждением первых успехов реализации проекта платного парковочного пространства Воронежа.

- Платные городские парковки были и есть муниципальным проектом, правила их использования определяет муниципалитет, льготные разрешения и проекты организации дорожного движения также утверждаются муниципальными служащими. Городские власти привлекли инвестора для создания и обслуживания соответствующей инфраструктуры по сбору средств и контролю использования парковок. После окупаемости вложенных нашей компании инвестиций в реализацию проекта в Воронеже бюджет города будет заведомо получать больше прибыли только от объема оплат, так как распределение будет идти в соотношении 60/40, а все операционные расходы и риски будут лежат на нас. Еще нужно не забыть, что весь объем от оплат за штрафные санкции всегда и в полном объеме идет в бюджет города. Остается только догадываться, с какой целью думающие люди спекулируют на тему 75% доходности инвестора. Более удобной для муниципалитета формы реализации проекта парковок в стране нет, и вряд ли будет, - подчеркивает Роман Хахалев.

По данным системы «Контур.Фокус», ООО «Городские парковки» зарегистрировано в Белгороде в 2013 году. Уставный капитал — 10 тыс. рублей, В 2017 году выручка предприятия составила 81,7 млн рублей, прибыль – 12,5 млн рублей. Компания заключила 23 госконтракта на 412,1 млн рублей, все связаны с созданием и обслуживанием муниципальных платных парковок.

Pro
«Эталон» удвоил продажи. Что будет с его акциями и ждать ли дивидендов
Pro
Почему холдинг Embracer Group делится на три части
Pro
Почему Microsoft тратит десятки миллиардов на ИИ
Pro
Знаки деменции появляются за 15 лет до диагноза. Как не пропустить их
Pro
Каким работникам ни за что нельзя носить форму — The Economist
Pro
Мошенники на удаленке: как не потерять деньги при работе с внештатником
Pro
Счет заблокирован из-за подозрительной сделки на криптобирже. Что делать
Pro
Секрет Гейтса и Далио: как медитации помогают прокачать лидерство