Воронежская область, 19 июн 2017, 12:23

Власти Воронежа объявили конкурс на создание схемы скоростного транспорта

Технико-экономическое обоснование создания системы скоростного рельсового транспорта обойдется в 11,7 млн рублей
Читать в полной версии
(Фото: РБК-Черноземье)

Мэрия Воронежа объявила открытый конкурс на работы по технико-экономическому обоснованию создания городской системы скоростного рельсового пассажирского транспорта. Исполнитель должен будет разработать ее генеральную схему «с учетом перспективы развития прилегающих к транспортно-пересадочным узлам территорий». Начальная стоимость контракта составила 11,7 млн рублей, заявки будут приниматься до 7 июля. Впрочем, разработка схемы может означать лишь желание городских властей «зарезервировать» коридоры для будущего легкого метро, а не готовность начать строить линии для возрожденного рельсового транспорта, предположил эксперт РБК-Черноземье.

Заказчиком проекта выступило муниципальное управление строительной политики. Согласно конкурсной документации исполнитель должен уже в июле 2017 года изучить городские транспортные и пассажирские потоки и работу общественного транспорта, подготовить информацию о пропускной способности дорожной сети до 2020 года и на более отдаленную перспективу, собрать и проанализировать информацию о владельцах земельных участков и объектов недвижимости, попадающих в зону от трассы скоростного рельсового пассажирского транспорта и его объектов (электродепо, здание управления скоростным рельсовым пассажирским транспортом и пр.) и оценить их выкупную стоимость при изъятии. Кроме того, до августа 2017 года исполнитель должен нарисовать генеральную схему и план первой очереди легкого метро.

На втором этапе — в августе 2017 года — необходимо подготовить анализ практики реализации метрополитенов и скоростного трамвая в городах России, СНГ и Европы и подготовить соответствующее обоснование для Воронежа. Исполнитель должен будет детально описать систему станций и связывающих их линий (в том числе, с учетом возможной прокладки тоннелей), рассчитать размер необходимого транспортного парка и объем капитальных вложений. Их размер мэрия намерена уменьшить за счет применения лизинга. Еще одним итогом работы должна стать финансовая модель проекта с расчетом оценки эффективности и определения сравнительного преимущества (с учетом возможного привлечения финансовых средств в формате ГЧП, МЧП), говорится в конкурсной документации.

Третий этап работ — предоставление документации для проведения согласований и государственной экспертизы — должен начаться в сентябре и продлиться до конца 2017 года.

В конкурсной документации содержится косвенное указание на место, где вероятно появится первая очередь скоростного пассажирского транспорта. Среди оснований для разработки приводится проект планировки территории, ограниченной ул. 20-летия Октября, ул. Кольцовская, пр-т Революции, ул. Степана Разина, ул. Софьи Перовской, ул. Выборгская, утвержденный постановлением администрации городского округа город Воронеж от 28.04.2015 № 353.

Сопредседатель регионального отделения общественной организации «Город и транспорт» Андрей Фурсов напомнил, что в Ростове на Дону аналогичная документация по строительству метрополитена была представлена в 2010 году. Однако с тех пор строительство не началось.

— Подобный проект в Воронеже скорее означает стремление властей зафиксировать коридоры для будущих линий рельсового транспорта, защитив их до лучших времён, что достаточно разумно. Учитывая размеры бюджета городского округа и стоимость реализации проекта по строительству скоростного транспорта, весьма скептично отношусь к перспективам реализации проекта. Привлечение же инвестиционных средств на проект представляется малореальным, поскольку срок окупаемости составит порядка 35-40 лет, что в текущих условиях не является перспективным вложением капитала. Учитывая косвенные эффекты — сокращение времени в пути, упорядочивание системы городского транспорта и другие, — именно муниципалитет заинтересован в реализации данного проекта, несмотря на срок его окупаемости. Поэтому следует говорить о том, что у Воронежа наконец появляется стратегическое видение будущего (стремление к воссозданию рельсового транспорта), реализация которого зависит от финансирования, — пояснил общественник.

Строительство в Воронеже легкого метро было одним из предвыборных обещаний мэра Александра Гусева, возглавившего город в сентябре 2013 года. К тому времени местные общественники разработали несколько карт возможного расположения линий метро, но ни одна из них не получила официального признания. Провалилась и попытка провести проект строительства скоростного общественного транспорта через сайт «Российской общественной инициативы» в 2013-2014 году.

В очередной раз к идее легкого метро городская администрация вернулась в апреле 2017 года во время визита в город японского министра по делам сотрудничества с Россией в области экономики Хиросигэ Сэко. Общие параметры совместного российско-японского проекта представил руководитель управления главы Воронежа Игорь Лотков. Первая очередь метро предусматривает прокладку двух линий. «Зеленая ветка» пройдет от площади Ленина до Памятника Славы. Желтая — от вокзала «Воронеж-1» до Остужевского кольца через площадь Ленина и Северный мост. Их стоимость городские власти предварительно оценили в 1 млрд евро. Линии метро в центральной части города, в районах интенсивной застройки, планируется проложить под землей, за пределами Центрального района их выведут на поверхность. Предполагается, что финансировать строительство линий метрополитена будут девелоперы, развивающие прилегающие к метро территории. Таким образом они смогут повысить транспортную доступность и привлекательность своих проектов.

Pro
Ленивые и богатые: как зумеры становятся самым зажиточным поколением
Pro
«В крипте нет спасения». Почему биткоин «упал как камень»
Pro
«Снова вырастут цены». Эйчары назвали отрасль с рекордным дефицитом людей
Pro
Почему мужчины и женщины разучились понимать друг друга — The Economist
Pro
Чемоданы наличных и продажи через третьи страны: как везут грузы в Россию
Pro
От $80 тыс. за апартамент: где и за сколько можно купить жилье на Бали
Pro
«Вы не знаете точно, где дно». Угрожает ли банкам в США новый кризис
Pro
«Играть в бога». Почему катаклизмы в Дубае связывают с экономикой