Черноземье, 27 июл 2021, 17:58

Чужая земля. Почему застройщики ЦЧР делают ставку на экспансию в регионы

Интерес к новым локациям обусловлен конкурентной и административной средой и желанием диверсифицировать бизнес, полагают эксперты
Читать в полной версии
Фото: РБК Черноземье

Застройщики Черноземья начинают активнее расширять географию своего присутствия и инвестировать в соседние области макрорегиона. Так, воронежская компания ООО «Инстеп» намерена построить в Курске 650 тысяч кв. м жилья на земельных участках бывшего тракторного завода площадью более 35 га. Проект, стоимость которого оценивается в 24 млрд рублей, станет одним из крупнейших в комплексной застройке города. Орловская группа компаний «ОДСК» четвертый год работает в Липецке, где ведет строительство домов в микрорайоне «Европейский». И это — не полный список примеров.

Современный рынок достаточно часто диктует строительной индустрии новые запросы, считает заместитель директора по маркетингу ГК «ОДСК» Татьяна Борисова. Например, пандемия заставила многих застройщиков задуматься над реализацией ИЖС-проектов и ускорить внедрение комфортных сервисов для приобретения квартир онлайн. «Экспансия в другие регионы — еще один вид диверсификации, позволяющий сделать компанию более устойчивой и открывающий дополнительные возможности для развития и разработки продукта в соответствии с требованиями нового рынка, ведь даже в соседних областях есть своя специфика», — пояснила она.

С этим согласен и руководитель PR-направления VEKA Rus Сергей Ельников, который считает, что выход на новые территории — нормальная стратегия бизнеса, который развивается экстенсивно и ищет рынки сбыта. «Питерские и региональные застройщики пытаются осваивать столичный рынок, а московские компании все активнее проникают в регионы, где меньше конкуренция и есть неудовлетворенный спрос. В Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года Черноземье представлено в виде двух макрорегионов, каждый из которых имеет свои приоритеты развития и интересен девелоперам по-своему, — объясняет эксперт. — Отдельно можно упомянуть Воронеж, единственный из областных центров Черноземья включенный в Стратегии в список 20 «крупнейших агломераций», которые должны ежегодно обеспечивать вклад в экономический рост более 1%».

По оценкам экспертов, региональный рынок недвижимости Черноземья привлекателен для девелоперов недостатком качественного предложения, большим потенциалом платежеспособного спроса и более щадящей конкурентной средой по сравнению с традиционными «строящимися» регионами.

«Каждый регион, даже в рамках ЦФО, требует от застройщика индивидуального подхода, так как имеет совершенно разные показатели по доходам населения, средней стоимости недвижимости и наличию уже реализованных проектов в разных сегментах. Хотя, безусловно, можно отметить и общие для застройщиков факторы «привлекательности» — такие, как удобная транспортная доступность относительно Москвы, комфортные условия для реализации программы по переселению жителей севера и так далее, — говорит Татьяна Борисова. — Например, в Орловской области, где расположен «базовый» кластер нашей компании, покупка недвижимости привлекательна благодаря в том числе хорошей экологии и комфортному климату. Это факторы спроса, безусловно, важны и для девелопера, но мы также отмечаем и достаточно высокую себестоимость строительства при относительно невысокой покупательской способности — у каждой медали две стороны».

Другим ключевым фактором миграции застройщиков, по мнению заместителя директора (направление «Инжиниринг») Группы компаний SRG Михаила Ворошилова, являются хорошие отношения с главами регионов, которые могут предложить возможность выгодного привлечения кредитов на строительство и помощь в быстром оформлении разрешительной документации. «Для застройщика важны также стоимость продажи, наличие инфраструктуры — транспортной и социальной. На данный момент самая высокая цена за «квадрат» жилья — в Липецке и Воронеже, основные перспективы развития будут там. Однако когда строитель уже набрал мощность (техника в лизинг, штат рабочих, кредитные линии) и реализовал несколько проектов, чтобы не останавливать кампанию, он будет рассматривать и реализовывать возможно не самые интересные площадки в ближней локации, как в случае с воронежским «Инстепом», который планирует застраивать курскую промзону», — полагает эксперт.

«В первую очередь мы отталкиваемся от площадок, где можно реализовать масштабный проект, — пояснил Евгений Орюпин, член Совета директоров ООО «Инстеп» (ведет застройку в Воронеже, Курске и Липецке). — Должна быть хорошая локация, административная среда и понятная юридическая ситуация. При этом главным фактором для нас является спрос и доступность жилья. Людям везде нужно качественное жилье. Наша задача — выбирать интересные проекты, которые будут востребованы в любом городе. Например, сегодня воронежский рынок — один из самых емких в Черноземье, но при этом здесь высокая конкуренция и определенный дефицит привлекательных участков», — отметил представитель компании.

Директор по маркетингу ГК «ОДСК» Татьяна Борисова считает, что при правильном подходе в любом регионе застройщик может найти своего потребителя и свой проект, хотя и не обязательно — рентабельный. Так, ГК «ОДСК» реализовала в Липецке масштабную санационную программу, достроив семь проблемных объектов и обеспечив квартирами 2232 липецких семей. «В конечном счете рентабельность проекта определяется не столько регионом, сколько самой компанией — ее масштабом, спецификой работы и видами реализуемых проектов», — подчеркнула эксперт.

Подписывайтесь на РБК Черноземье в соцсетях «ВКонтакте», Facebook, Instagram, YouTube и мессенджере Telegram.

Pro
40 лет с Excel: уничтожит ли ИИ главный офисный инструмент
Pro
Прибыль 20% в долларах на акциях Казахстана. Как заработать на этом рынке
Pro
Какие товары станут хитами на маркетплейсах в 2025 году
Pro
Ставки более 25%: что может стать альтернативой ипотеки
Pro
Все завалены и измотаны: каково работать в Miro — в 5 пунктах
Pro
Где работать продакту, чтобы получать ₽300 тыс.: корпорация или стартап
Pro
Лицо «нового мира»: что предсказывает на 2025 год обложка The Economist
Pro
Мне не нужно идеальное тело всю жизнь: ЗОЖ-привычки «ботаника» из «Офиса»