Черноземье, 17 авг 2021, 14:36

Эх, дороги. Влияет ли нацпроект «БКД» на статистику аварийности

По мнению экспертов, человек остается главным фактором риска в дорожном движении
Читать в полной версии
Фото: pixabay.com

Воронежская область в 2021 году в рамках нацпроекта «Безопасные качественные дороги» продолжает реализовывать три региональных проекта: «Безопасность дорожного движения», «Региональная и местная дорожная сеть», «Общесистемные меры развития дорожного хозяйства». Общий объем выделенных на это средств составил 4,2 млрд рублей, в том числе 2,3 млрд руб — средства регионального бюджета, 1,9 млрд — федеральные трансферты.

Факторы риска

Согласно паспорту, целью проекта «Безопасность дорожного движения» является сокращение количества погибших в ДТП и профилактика дорожно-транспортного травматизма. Индикаторами выполнения целевых показателей являются смертность в ДТП на 100 тыс. населения — так называемый «социальный риск» и введенный с этого года «транспортный риск» — количество погибших в ДТП на 10 тыс. транспортных средств. Как сообщили в правительстве Воронежской области, в первом полугодии 2021 года по социальному риску достигнут показатель 5,38 человек (в 2020 году — 16,8 человек при плановом значении 16), по транспортному — 1,23 при плановом значении 3,71.

Для уменьшения количества жертв в результате аварий введена и новая система градаций для нарушителей, напоминает Денис Мигаль, генеральный директор сети автосалонов Fresh Auto. «В первую очередь — это разделение водителей по количеству нарушений ПДД за один год, что позволит жестко наказывать не всех подряд, а именно злостных нарушителей. Во вторую — градация самих нарушений. Например, причиной ДТП может быть не только незнание ПДД водителем, его невнимательность или неосторожность, но и неправильная организация самого процесса дорожного движения. И сами нарушения бывают разные. Одно дело — неправильная остановка или стоянка, а совсем другое — выезд на встречную полосу. Чем подробнее будут прописаны все нюансы, тем справедливее будет наказание для нарушителя».

Помимо выполнения риск-ориентированных показателей, воронежская версия проекта включает по линии образования — обучение школьников ПДД, приобретение методичек и технических средств обучения в рамках образовательной работы, а по линии здравоохранения — покупку для медучреждений хроматографов и автомобилей скорой помощи. Средства на эти мероприятия поступили из областного бюджета.

При этом эксперты отмечают: контроль над главным показателем — количеством ДТП —до конца не реализован. «На сайте ГИБДД невозможно получить максимально оперативную информацию, она не доступна и на других площадках, — поясняет Денис Мигаль. — Во многом это связано с тем, что еще не полностью подготовлены все технические мощности, позволяющие в кратчайшие сроки получать и обрабатывать статистические данные и делать их доступными всем, включая водителей».

Горячие точки и «пятый элемент»

Проект «Региональная и местная дорожная сеть» в 2021 году профинансирован в объеме 4,08 млрд рублей. По состоянию на конец июля кассовое исполнение проекта составило 2,34 млрд рублей (58,1% плана на год), в том числе 1,49 млрд рублей из федерального бюджета (78,1% плана на год). До конца года на эти средства должны отремонтировать 147 км региональных автодорог, обустроить 26 тротуаров, провести освещение на некоторых дорогах. Еще одно направление работ — ликвидация мест концентрации дорожно-транспортных происшествий: за 2020 год их количество сократилось на 36% (с 89 до 57 локаций), а от базового значения 2017 года (109 шт.) — почти в 2 раза. На 2021 год департаментом дорожной деятельности утвержден план мероприятий по ликвидации восьми мест концентрации ДТП на региональных и межмуниципальных автодорогах Воронежской области: в 2020 году на них погибли шесть человек, были ранены — 39.

При этом как эксперты, так и водители полагают, что ключевой фактор аварийности — отнюдь не дорожная инфраструктура. Владислав Иванов, менеджер по работе с ключевыми клиентами в «Авито Авто», ссылается на проведенный экспертами компании в марте этого года опрос среди российских водителей: 29% опрошенных указали, что в их регионе имеются большие трещины и существенные провалы на некоторых участках дорог, столько же отметили, что ямы, трещины и ухабы присутствуют практически на всех участках дорог, а 27% респондентов — что в их регионе присутствуют только незначительные трещины и ямы на некоторых участках дорог. В то же время, по данным того же опроса, автомобилисты в России нечасто попадают в ДТП из-за изъянов дорожного покрытия: более половины (66%) российских водителей указали, что за последний год не сталкивались с такой ситуацией — и только 6% отметили, что стали участниками ДТП по этой причине. В Воронеже 75% опрошенных водителей за последний год не попадали в ДТП из-за плохого состояния дорог, 21% — сталкивались с небольшими повреждениями автомобиля из-за низкого качества покрытия, а попали в аварию лишь 2%. По результатам майского опроса, в котором приняли участие свыше 6 500 автовладельцев из разных регионов России, выяснилось, что более чем половине (53%) респондентов приходится достаточно часто сталкиваться с некорректным поведением других водителей на дороге, 17% опрошенных указали, что это происходит чаще раза в месяц, столько же отметили, что это случается чаще одного раза в неделю, 19% респондентов указали, что сталкиваются с этим каждый день.

«Проблема дорожной аварийности заключается в людях, — полагает профессор МАДИ Михаил Якимов. — В так называемой системе ВАТ (водитель — автомобиль — дорога) именно водитель является слабым звеном. В последнее время существенно изменился парк подвижного состава всех транспортных средств, существенно увеличилась энерговооруженность каждого автомобиля, возросли скорости — это само по себе ведет к дополнительным рискам возникновения ДТП с пострадавшими. Нацпроект проект «Безопасные и качественные дороги», существенно улучшив качество инфраструктуры, в первую очередь — качество дорожной одежды, вместе с тем привел к увеличению средней скорости движения и повышению вероятности погибших и пострадавших в ДТП. А вот со стороны водителя за последние 30 лет не произошло каких-либо существенных изменений. По-прежнему российской особенностью является строгость законов и необязательность их исполнения, и с одновременным сокращением количества сил и средств дорожной полиции это ведет к возникновению еще большей безнаказанности на дорогах. К сожалению, в пропорции «кнут и пряник» в деле повышения безопасности движения на российской дороге пряников значительно больше. Другие страны в этом процессе шли другим путем — суровое наказание за любые нарушения ПДД и прививание у граждан уважения ко всем пунктам всех законов страны».

Добро пожаловаться

На проект «Общесистемные меры развития дорожного хозяйства», включающий плановые работы, которые не учитываются в нацпроекте (пешеходные переходы вблизи соцобъектов, «лежачие полицейские», системы фото- и видеофиксации), в 2021 году направят в общей сложности 99 млн рублей. «Финальным заказчиком региональных проектов является департамент дорожной деятельности Воронежской области, он же будет осуществлять контроль за реализацией мероприятий, заложенных в рассматриваемую региональную программу. Но и граждане могут помочь отслеживать эффективность принимаемых мер, обращаясь в департамент»,— считает руководитель юридической практики компании «Интерцессия» Кирилл Стус.

Среди основных трудностей реализации нацпроекта эксперты назвали недостаточное финансирование, нерадивых подрядчиков, неготовность заказчика довериться местным компаниям для реализации крупных объектов и отсутствие профильных специалистов, необходимых для профессионального расчета и выполнения дорожных работ.

Подписывайтесь на РБК Черноземье в соцсетях «ВКонтакте», Facebook, Instagram, YouTube и мессенджере Telegram.

Pro
Богатые россияне выбирают личные фонды и закрытые ПИФы. Что меняется
Pro
Секрет Гейтса и Далио: как медитации помогают прокачать лидерство
Pro
Что должен уметь продакт, чтобы претендовать на зарплату ₽300–400 тыс.
Pro
Боссы больше не нужны: как руководителю не остаться без работы
Pro
10 компаний с перспективами роста во втором кварталe — выбор Bloomberg
Pro
Смартфоны изменили мозг зумеров. Как это влияет на их работу и отношения
Pro
Альфа-самец на переговорах: как противостоять его манипуляциям
Pro
«Вернется к уровню 2021 года через 7‒9 лет». Что происходит с «Газпромом»