Черноземье, 02 сен 2021, 22:02

Куда ведет «голубой коридор» Белгородчины

Пока Белгородская область находится в промежуточной точке на пути к обновлению газомоторной отрасли
Читать в полной версии
Фото: pixabay.com

С начала текущего года финансирование на переоборудование автомобилей белгородцев с бензина на газ предусматривалось в размере 95 млн рублей, из которых на конец августа довели 31,3 млн рублей путем субсидирования 11 сервисных центров. Меры по субсидированию оборудования для метана развернулись при участии правительства региона и Минэнерго РФ еще при экс-губернаторе Белгородской области Евгении Савченко в рамках пилотного проекта «Развитие рынка газомоторного топлива в Белгородской области на 2019-2021 годы». Как уточнили РБК Черноземье в обладминистрации, в 2021 году на условиях софинансирования средства выделены в соотношении 79% — федеральный бюджет и 21% — областной.

Закачиваем скидки

Под госпрограмму переоборудования попадают автомобили не позднее 2013 года выпуска, зарегистрированные в России — скидку в половину от стоимости могут получить физлица, ИП, а также организации, включенные в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. В денежном выражении белгородцам предлагают компенсировать в зависимости от типа транспортного средства от 24 тыс. рублей до 199 тыс. рублей. Как отметил Андрей Терлюкевич, автоэксперт и генеральный директор ГК «АвтоСпецЦентр», подобные решения, помимо сокращения расходов на установку оборудования, дают возможность экономить на эксплуатации. «Бонусами для автовладельцев, перешедших на газ, станут годовая экономия расходов на топливо в размере 116 тыс. рублей, скидка 50% при оплате транспортного налога и возможность парковаться бесплатно. Также готовность автомобилистов отдать предпочтение метану стимулирует тот факт, что половина автопарков органов власти к концу 2021 года тоже перейдут на природный газ», — рассуждает он.

Генеральный директор ГК ABTODOM Андрей Ольховский считает, что число проектов, направленных на постепенный переход к использованию газомоторного топлива, растет по всей стране. Он отмечает, что «под новые стандарты федеральными структурами закладывается немалая часть бюджетных средств, что, впрочем, оправдано с точки зрения потенциала природного газа — в пользу перехода на метан склоняет его низкая стоимость по сравнению с традиционным бензином, цены на который увеличиваются на протяжении последних месяцев».

Выбор без выбора

Существуют и другие альтернативные виды топлива — водород, электричество, этанол, которые на сегодня ввиду своей дороговизны остаются недоступны как автолюбителям, так и профессиональным перевозчикам. По словам эксперта маркетплейса «Банкавто» РГС Банка Сергея Власова, возможно вскоре метан вытеснит своего ближайшего конкурента — сжиженный газ, который становится все менее востребован у конечных потребителей по причине стремительно растущей цены (километр пробега на нем почти сравнялся с бензином). «Метан — выгодная альтернатива бензину с соляркой из-за своей низкой стоимости, за кубометр газа просят около 20 рублей. При расходе примерно один к одному, в пересчете на километраж, получается дешевле, правда, на метане у автомобилей заметно сокращается пробег на одной заправке, а она сама занимает больше времени», — считает Сергей Власов.

Эксперты подчеркивают, что переход на газомоторное топливо положительно отражается на экологии. «Использование метана для заправки авто на 100% снижает выбросы оксидов серы и низкодисперсных частиц, оксидов азота — на 76% и углекислого газа — на 27%. При этом переход на метан не требует принципиальных изменений ни в производстве, ни в эксплуатации автомобилей», — говорит Андрей Терлюкевич. Автомобили на природном газе отличаются низким показателем издаваемого шума, что актуально для мегаполисов, население которых страдает от шумовых загрязнений. По мнению специалистов, «тормозят» переход на газ высокая цена установки и нежелание нефтегазовых компаний строить газозаправочные станции в связи с их низкой окупаемостью по сравнению с обычными заправками, что, как следствие, влияет на скорость развития инфраструктурной сети.

Инфраструктура догоняет

В феврале 2021 года власти утверждали, что с момента старта проекта жители и организации Белгородской области перевели на газомоторное топливо около 4 тыс. автомобилей — за два года в регионе возвели 32 новых метановых заправки. По расчетам белгородского управления промышленности и предпринимательства, одна автомобильная газонаполнительная компрессорная станция (АГНКС) приходится на 40 тыс. населения — стоимость каждой метановой заправки субсидируется в размере 40 млн рублей. К реализации пилотного проекта в целях повышения экономической эффективности в прошлом году подключились крупные компании региона: «БЭЗРК-Белгранкорм» построила АГНКС в селе Криничное Ракитянского района и приступила к переоборудованию автопарка, заключив контракт на поставку большегрузного транспорта на метане, «Стройматериалы», в свою очередь, закупила магистральные тягачи на природном газе и открыла АГНКС в облцентре. Для компаний-инвесторов на Белгородчине предусмотрены льготы на имущественный налог — вместо 2,2% фиксированной ставки в первый год реализации проектов инвесторы платят 0,5%, во второй год — 1%, в третий — 1,5%.

Пока по числу АГНКС регион, согласно открытым данным, находится лишь на 47 седьмом месте. По состоянию на сентябрь 2021 года в Белгородской области существует сеть из 31 действующей АЗС с возможностью заправится природным газом. Этого мало, однако, в рамках «дорожной карты» «Развитие рынка газомоторного топлива в Белгородской области на 2019-2021 годы» должны появиться еще несколько газовых автозаправочных станций — всего в регионе планировалось 39 станций.

«Насколько развита необходимая инфраструктура для содержания переоборудованного автомобиля? Количество газозаправочных станций в России за последние 10 лет удвоилось и в конце 2020 года достигло отметки в половину тысячи. Для сравнения — сжиженным газом можно заправиться на 4 тыс. пунктах, а «классических» АЗС по стране десятки тысяч. В планах правительства РФ развивать сеть газовых заправок и наращивать количество пунктов с метаном — речь идет о появлении 1,8 тыс. точек по всей России за пять лет», — выражает надежду эксперт маркетплейса «Банкавто» РГС Банка Сергей Власов.

Подписывайтесь на РБК Черноземье в соцсетях «ВКонтакте», Facebook, Instagram, YouTube и мессенджере Telegram.

Pro
Сотрудники молчат: 6 страхов, которые мешают им делиться своим мнением
Pro
Как найти подход к «плохому» руководителю: советы тем, кто не может уйти
Pro
Ваш партнер — фигурант уголовного дела. Когда вам грозит арест имущества
Pro
Как прошло IPO МТС Банка и что будет с его акциями
Pro
Как выйти из любого конфликта: полезный инструмент и 8 приемов
Pro
«Воспалительный возраст». В Стэнфорде нашли способ отсрочить старость
Pro
Почему холдинг Embracer Group делится на три части
Pro
«Это лишь пропаганда США». Джеффри Сакс — о кризисе в экономике КНР