Черноземье, 04 окт 2021, 13:58

Аналитики назвали самые некомфортные для предпринимателей города

Воронеж попал в число неблагоприятных для развития малого бизнеса городов-миллионников в рейтинге, составленном КБ «Стрелка»
Читать в полной версии
Фото: pexels.com

В своем исследовании аналитики определили фактическое состояние МСП в России к осени 2021 года и оценили наличие условий, необходимых для его благополучия в 1115 городах — для удобства и репрезентативности они делятся на миллионники, крупные, большие, средние и малые. Выяснилось, что самые удобные для развития малого бизнеса миллионники — Москва, Екатеринбург и Казань, сложнее всего вести собственный бизнес предпринимателям в Воронеже, Самаре, Волгограде и Омске. Исследователи пришли к выводу, что лишь 20% российских городов обладают благоприятными условиями для МСП.

На результатах рейтинга отразились бюджет города, уровень доходов, финансовые условия для открытия и ведения бизнеса, качество городской среды и динамика численности населения.

В частности, из 15 крупнейших агломераций страны (с численностью городского населения более 1 млн человек и минимум тремя городами-спутниками) в шести отмечается низкий уровень развития бизнеса в сопутствующих городах — темпы роста небольших компаний и ИП здесь отстают от столицы агломерации. Такой «формальный» статус, не подкрепленный соответствующим развитием экономики, есть у Екатеринбургской, Челябинской, Пермской, Воронежской, Новокузнецкой и Иркутской агломераций — значительное отставание заметно по количеству МСП на душу населения, степени институционализации малого бизнеса и доле предприятий в отраслях креативной экономики.

Другой вывод, к которому пришли при анализе — сектор развивается не сбалансированно, например, города-лидеры по удельному числу МСП могут «провалиться» по выручке или занятости и наоборот. Воронеж, в свою очередь, не попал в топ-5 ни по одному из перечисленных показателей. Так, на 1000 воронежцев приходится 57 субъектов МСП (вместо 85 у лидера рейтинга по данному показателю — Екатеринбурга), занято в этом секторе из 1000 человек порядка 150. На душу населения в столице Черноземья приходится 1088 рублей выручки МСП (что в два раза меньше нижегородской среднедушевой выручки на первом месте по этому показателю). Основная доля малого бизнеса в структуре региона принадлежит оптовой и розничной торговле, а также операциям с движимым имуществом. Большинство является индивидуальными предпринимателями — до 75%, в виде юридических лиц и крупных компаний представлено до 50% и 6% форм организации соответственно.

Среди общероссийских тенденций ключевой «КБ Стрелка» называет низкий шанс сделать прибыльный бизнес в малых городах. По мнению экспертов, это связано с недостаточным платежеспособным спросом, поэтому в небольших городах бизнес не так выгоден, несмотря на невысокие издержки и низкую конкуренцию по сравнению с более крупными городами. За границей, подчеркивают исследователи, ситуация обратная: в небольших населенных пунктах как правило бизнес прибыльнее, чем в крупных.

Однако приводятся и положительные выводы. «Вопреки устоявшемуся образу, МСП — это не только магазины и кафе. Даже в таких отраслях, как авиастроение, добыча и переработка полезных ископаемых, МСП составляют более 50% всех компаний. Развитие МСП связано с диверсификацией городской экономики, развитием креативных отраслей, качеством городской̆ среды и транспортной инфраструктуры», — пояснили в пресс-службе «КБ Стрелка». По мнению специалистов, собранные сведения можно использовать органам власти «для приоритизации мер поддержки и создания условий для развития МСП», а представителям бизнеса «для выбора места размещения с хорошими условиями и низкой конкуренцией».

Подписывайтесь на РБК Черноземье в соцсетях «ВКонтакте», Facebook, Instagram, YouTube и мессенджере Telegram.

Материал ИА «Медиа Черноземье»

Pro
Клоны приложений, аккаунтов и ложное партнерство: схемы хакерских взломов
Pro
«Начинать бизнес нужно с великой идеи»: 12 мифов о компаниях-визионерах
Pro
Почему ученые больше не считают СДВГ отклонением — The Economist
Pro
«Кэш-машины»: какие компании увеличат капитализацию рынка до 66% ВВП
Pro
Во сколько бизнесу обходятся плохие коммуникации — результат исследования
Pro
Переезд бизнеса в дружественные страны: где тонкий лед — 7 карточек
Pro
Империя подражаний: как Джек Вэй создал Great Wall Motor из кооператива
Pro
Что такое «мусорная» ДНК и почему она не так бесполезна, как кажется