Черноземье, 30 апр 2022, 14:37

Руслан Исарик: «Автокредитование в Черноземье упало на 75% с февраля»

Доля «китайцев» на авторынке в апреле, средняя цена «по больнице» и ситуация с автопроизводителями — в интервью руководителя центра развития автобизнеса РГС Банка в Воронеже Руслана Исарика для РБК Черноземье
Читать в полной версии
(Фото: РБК Черноземье)

— Расскажите какая сегодня картина на рынке автокредитов?

— Если сравнивать ситуацию с февралем, то, напомню, в начале марта Центральный банк увеличил ставку до 20%, и мы, как крупные игроки рынка, зафиксировали снижение спроса. Это отразилось как на заявках, так и на выдачах. Повлияли повышенные ставки, у некоторых они превысили в марте 30%, и оценка платежеспособности клиентов, так как банки поменяли процедуру андеррайтинга (оценки рисков при принятии решении о предоставлении кредита или при заключении любого другого договора — прим. ред). Теперь не все клиенты проходят по платежеспособности на автокредит. В апреле регулятор уже дважды понизил ставку (сегодня — до 14%), на фоне чего мы видим рост спроса на кредитные продукты и, соответственно, продажи в салонах (их кредитная доля).

— Сократилось ли количество выдачи кредитов с февраля на сегодня?

— Безусловно сократилось, если мы говорим о Воронежской области, ну и в целом по Черноземью, то это падение где-то порядка 75%.

— Какие марки и модели сегодня наиболее востребованы?

— Если мы анализируем март, по нашим данным, как и по России, так и в регионе, в топ-10 входит «Автоваз», а также модели под брендами Hyundai, KIA, Volkswagen, Renault. Отдельно бы хотел отметить, что в эту группу добавились китайские Geely и Chery. В основном речь идет об автопроизводителях, которые не прекратили поставки и производство автомобилей для российского потребителя.

Видео: РБК Черноземье

— А нужно ли воронежцам сегодня торопиться с покупкой автомобиля, будут ли какие-то условия, которые в дальнейшем помешают это сделать?

— Сложный вопрос. Если автомобиль необходим здесь и сейчас, то я бы советовал его приобрести, так как покупатель может сэкономить на повышении стоимости в будущем. Рост цен сегодня замедляется, но не прекратится из-за дефицита машин: за первую половину апреля наиболее востребованные модели среди новых авто продемонстрировали рост цен в пределах до 10%. Я бы еще обратил внимание на текущий автопарк: есть смысл позаботиться о ремонте и обслуживании имеющегося автомобиля. Сейчас ключевая проблема авторынка — запасные части и их логистика на российском рынке.

— Какая средняя цена сегодня у автомобиля в Черноземье?

— Есть такое понятие в сборнике «Автостата» — «средневзвешенная цена» — мы будем ориентироваться на него. За прошлый год средняя цена в Черноземье (как и в целом по стране) была 2 млн 30 тыс. рублей. Если мы проиндексируем повышение цен, которое составляет в среднем 40-50%, то получим примерно 3 млн рублей в апреле.

— С чем связан рост стоимости?

— С разницей курса валют и объемом поставок и производства, так как не секрет, что крупные производители ушли с российского авторынка, точнее «взяли паузу», что провоцирует дефицит и ведет к росту цены.

— А можете дать прогноз, что будет с автокредитами в дальнейшем?

— Это зависит в первую очередь от сегментов авто — поддержанный автомобиль или новый, входят ли страховые услуги или нет, и, разумеется, каковы условия дальнейшей работы с дилерами и ситуация в макроэкономике. На фоне некоторой стабилизации ЦБ в очередной раз пересмотрел сегодня ключевую ставка до 14%, и те ставки, которые были (+30%) у некоторых банков, начнут уменьшаться. Сниженные ставки в свою очередь могут в текущих условиях стать драйвером роста покупательского спроса на авторынке.

— Какие проблемы сегодня переживает авторынок?

— В первую очередь — уход автопроизводителей и бойкот российского рынка с их стороны. Другая проблема — это волатильность курса рубля, его отношение к доллару очень нестабильно: от 120 рублей ранее до 75 рублей сейчас. Третье — это дефицит запасных частей, нарушение логистических цепочек. Например, калужскому заводу Volkswagen Group Rus раньше поставлялись запасные части через Польшу, сейчас прорабатываются сценарии, чтобы пустить их через Турцию. Растет цикл, «временной лаг», которые приводят, соответственно, к простоям производств, усилению дефицита и увеличению стоимости автомобиля.

— Есть ли прогноз, когда ситуация на авторынке стабилизируется?

— Не в ближайший месяц точно, если говорить об объемах производства и продаж автомобилей. По данным аналитиков, за первое полугодие 2022-го продадут порядка 460 тыс. автомобилей вместо 870 тыс. годом ранее. Этих показателей помогут достигнуть корейские и китайские бренды, которые должны наладить цепочку уже в мае-июне, и, разумеется, «Автоваз», решивший вопрос с комплектующими. Сейчас в Минпромторге РФ обсуждается замена иностранных запчастей на альтернативные. Летом «Автоваз» собирается производить, скажем так, упрощенные автомобили, которые не предполагают иностранных комплектующих.

— Какое будущее у китайских автомобилей на российском рынке?

— Безусловно, интерес россиян, включая проживающих в Центрально-Черноземном регионе, будет расти. Китайские производители не уходили с рынка, и теперь потенциальные потребители испытывают к ним симпатию. Существенно изменились и сами автомобили. В первую волну (00-е и 10-е годы) они были низкого качества. Сейчас китайские кроссоверы занимают уже серьезную долю в продажах по сравнению с конкурентами. Это связано как с «начинкой», потому что покупателю за меньшие деньги предлагают приобрести топовую комплектацию, так и с внешним видом автомобиля, не уступающим аналогам. Последний важный момент — кредитные программы, которые китайский автопроизводитель очень активно развивает, и к маю-июню мы увидим много субсидированных программ в этом направлении. Сейчас у «китайцев» нет масс-сегмента (как у Кia — Rio или у Hyundai — Solaris), но, если появится нечто подобное, я думаю, что китайцы захватят отечественный рынок очень стремительно. Сейчас их доля чуть меньше 10%.

— Какие можно, основываясь на этой информации, сделать выводы?

— По прогнозам аналитиков, апрель 2022 года может стать антирекордным в части продаж по России. Предыдущий антирекорд установлен в 2020 году — после ковидных ограничений было продано 38,9 тыс. автомобилей. Предпосылок для пессимистичных прогнозов немало, например, крупный участник рынка «Автоваз» в апреле отправил сотрудников в корпоративный отпуск на три недели. Также огромные проблемы сохраняются с комплектующими в части иностранного производства. Из позитивного — сейчас на авторынке ходят слухи, что завод Volkswagen Group Rus возобновит работу летом, если наладит цепочки поставок комплектующих.

Pro
Мрачная перспектива: что ждет Европу из-за нового китайского шока
Pro
Мошенники на удаленке: как не потерять деньги при работе с внештатником
Pro
Хоронить холодные звонки рано: что говорить, чтобы быть услышанным
Pro
Быстро и дешево запустить сайт или приложение: польза и риски low-code
Pro
Бизнес все больше полагается на ИИ в вопросах найма. Чем заменяют эйчаров
Pro
Старение из-за постоянного воспаления: как избежать проблемы
Pro
«В Китае нет сетей вроде «Магнита»: что SPLAT понял о рознице Азии
Pro
Как заработать на дивидендах весной 2024-го: топ-10 российских акций