Черноземье, 28 июл 2022, 16:10

Тамбовщина дотационная: о тенденциях последних лет рассказали в СП РФ

Меры госполитики регионального развития не привели к кардиальному улучшению финансового состояния дотационных регионов в 2017–2020 годах, пришли к выводу специалисты Счетной палаты
Читать в полной версии
Фото: ru.freepik.com

Счетная палата РФ проанализировала бюджеты субъектов Федерации за 2016–2020 годы с долей дотаций из федеральной казны от 20 до 40%, соответствующий отчет опубликован аналитиками в июне текущего года. В группу вошли республики Крым, Марий Эл, Карелия, Саха (Якутия), Кабардино-Балкарская, Карачаево-Черкесская, Бурятия, Калмыкия, Адыгея и Северная Осетия – Алания, Курганская, Магаданская, Ивановская, Брянская, Тамбовская области, а также Забайкальский и Алтайский края, Чукотский автономный округ и г. Севастополь.

Среди регионов Черноземья в группе с высоким уровнем дотаций оказалась Тамбовская область. Средняя величина дотаций в общем объеме доходов консолидированного бюджета субъекта (КБС) в 2016–2020 годах там составила 20,8 млрд рублей, при общем объеме казны в 43,1 млрд рублей.

Согласно данным официального сайта Федерального казначейства РФ, доля дотаций в объеме собственных доходов распределяются по следующей типологии: самообеспеченный 0% (в эту группу за последние несколько лет попадает лишь 11-13 регионов ежегодно), низкодотационный <20% (от 30 до 35), среднедотационный 20-40% (30-35) и высокодотационный >40% (7-8).

Если говорить в абсолютных величинах (по средним удельным весам), то структура доходов консолидированного бюджета Тамбовщины за 2017–2020 годы выглядела следующим образом: 53,5 — средняя доля налоговых доходов в общем объеме доходов; 5 — неналоговых доходов в общем объеме доходов; 41,5 — безвозмездных поступлений в общем объеме доходов. Однако до лидеров рейтинга по безвозмездным траншам региону все же далеко. Так, высокая зависимость от денег из федерального бюджета в доходах КБС (более 50% объема) ежегодно в 2017–2020 годах отмечалась в Республике Крым (средняя доля составила 67,9), Кабардино-Балкарской (58,7) и Карачаево-Черкесской республиках (69,4).

Наблюдаемая по всей России и в изучаемой группе (20-40%) тенденция к росту расходов КБС характерна и для Тамбовской области — 125,3 %. Однако регион попал в число тех, где отмечено отставание от общероссийского темпа роста (144,1%). Как именно это отражается на экономико-социальном положении в СП РФ не пояснили. 

Больше половины расходов тамбовского консолидированного бюджета составляют первоочередные расходы, доля которых за анализируемый период составила 63,8%, что почти совпадает с общероссийским показателем — 64%.

К первоочередным расходам в соответствии с информацией Минфина России относятся: расходы по оплате труда с начислениями; расходы на осуществление социальных выплат населению; расходы по содержанию учреждений; расходы по обязательному медицинскому страхованию неработающего населения.

Исходя из приведенных в отчете данных, можно сделать вывод, что Тамбовщина если и находится в некоторой зависимости от федеральных денег, все же обладает устойчивой экономикой.

Выводы аудиторов

«Анализ выявил растущую зависимость дотационных регионов от финансовой помощи из федерального бюджета — доля безвозмездных перечислений из бюджетов других уровней в их доходах выросла с 43,3% в 2017 году до 55,4% в 2020 году. В то же время общероссийские показатели за этот период увеличились с 16,5% до 27,5%», — сообщила на Коллегии аудитор Наталья Трунова.

Среди позитивных эффектов от реализуемых мер госполитики регионального развития Счетная палата отметила снижение общей нагрузки регионов по обслуживанию долговых обязательств (на 26%) и стабилизацию объема госдолга всем субъектам РФ. Однако положительная динамика основных показателей бюджетов рассмотренных регионов не обеспечила снижения уровня их дотационности.

«Анализируемая группа субъектов по своему составу была относительно постоянна: в 2017-2018 годах в нее входило 17 субъектов, в 2019-2020 годах — 18 субъектов. В течение рассмотренного периода из группы вышли три субъекта: Республика Адыгея, Алтайский край и Магаданская область. Одновременно в нее вошли республики Карелия и Крым, Брянская область. При этом ни один из субъектов анализируемой группы не перешел в ранг высокодотационных», — говорит Трунова.

Аудиторы отмечают, что на динамику основных показателей финансового состояния регионов и изменение их уровня дотационности влияли внешние факторы. Среди них, в том числе решения, принимаемые на федеральном уровне, на которые регионы не имеют возможности повлиять. Так, централизация в федеральном бюджете 1% налога на прибыль организаций привела к тому, что фактические поступления этого налога в бюджеты анализируемых регионов снизились. Вместе с этим увеличился объем дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности. Таким образом, регионы с большим уровнем дотационности в целом «выиграли» от реализации указанной меры, решили в Счетной палате. 

Ранее РБК писал, какие регионы России больше всего зависят от денег из центра. В основном, речь идет о высокодотационных субъектах: Дагестан, Камчатский край, Якутии и других. 

Подписывайтесь на РБК Черноземье: «ВКонтакте», Яндекс. Дзен,  RuTubeTelegram.

+ 16. Материал предоставлен Информационным агентством «Медиа Черноземье» (реестровая запись СМИ от 07.09.2018 серия ИА № ФС 77-73548, зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)).

Pro
Как выбрать идеальный район для семейной жизни в Москве: инструкция
Pro
Как заработать на дивидендах весной 2024-го: топ-10 российских акций
Pro
«Воспалительный возраст». В Стэнфорде нашли способ отсрочить старость
Pro
В каких случаях бизнес может обратиться в суд ЕАЭС
Pro
Как внедрить ИИ и не потерять после этого бизнес — советы юристов
Pro
Самолеты на фритюре: как экотренд навредил рынку продуктов питания
Pro
Банки Китая отказываются принимать платежи из России. Что будет с рублем
Pro
Компании гибнут из-за слабых сотрудников. Почему руководители их нанимают