Черноземье, 31 янв 2023, 14:44

Почувствуй разницу. Как изменился рынок новых автомобилей в 2022 году

Наводнение китайских автомобилей не спасло отечественный авторынок от провала продаж в прошлом году
Читать в полной версии
Фото: freepik.com

Агентство «Автостат» вместе с их дочерней компанией «Паспорт промышленного консалтинга» поделилось результатами исследования рынка новых легковых автомобилей в России по итогам 2022 года. Результаты анализа показывают, что его объем составил 626,3 тыс. единиц — это -58,7% к 2021 году. Аналитиками был сформирован топ-30 регионов с наибольшими объемами реализованных автомобилей. В него вошли Воронежская область, продав в прошлом году 10,8 тыс. автомобилей против 25 тыс. годом ранее (сокращение на уровне -56%), и Белгородская область со снижением продаж до 7,1 тыс. вместо 16,2 тыс. автомобилей ранее (-56,1%).

Возглавили рейтинг Москва, МО и Санкт-Петербург, реализовав от 41 до 97 тыс. автомобилей (вместо прошлогодних 105-220 тыс.). 

Андрей Скрипский, региональный директор сети автосалонов Fresh Auto Воронеж, отмечает ключевые причины происходящего: дефицит новых автомобилей, рост их стоимости, снижение спроса. При этом он сохраняет оптимизм и говорит о возможности возвращения былых объемов реализации на докризисный уровень, так как потребность осталась как у физлиц, так и у корпоративных клиентов, которым необходимо регулярно обновлять свои автопарки.

«Кроме того, на сегодняшний день наращиваются объемы новых автомобилей, производимых в России от брендов Москвич, Lada, Sollers, а также корректируются логистические цепочки для ввоза в РФ импортных авто. В 2023 году может быть продано более 1 млн автомобилей», — прогнозирует эксперт, отметив, что в регионах новая машина продается дешевле, чем в мегаполисах, так как средний заработок в субъектах РФ значительно ниже.

Несколько менее оптимистично смотрят на рынок в пресс-службе ГК «Автодом», которая говорит о продаже не более 500-700 тыс. единиц авто в 2023 году. Виной тому станет продолжающийся низкий покупательский спрос.

Китайский vs отечественный продукт

«В 2023 году покупатели будут отдавать предпочтение автомобилям китайских брендов, которые уже сейчас конкурируют между собой. Эти ожидания обоснованы количеством дилеров, которые предлагают авто из Китая. Их доля с начала 2022 года выросла на 30%», — добавляют в ГК «Автодом».

Действительно, сложившейся ситуацией пользуются и продолжат пользоваться «китайцы», которые быстро решают проблемы с дополнительными поставками автомобилей («Яндекс.Такси» Москвы уже обновили парк китайцами Chery и Haval), говорит генеральный директор компании «Мой Автопрокат» Дмитрий Матвеев. Однако против них играет все еще настороженное отношение к ним потенциальных покупателей, неуверенных в том, смогут ли они в будущем выгодно продать приобретенный актив.

Lada била рекорды по продажам, отмечает Матвеев, но как долго это будет продолжаться, неизвестно. Главным преимуществом отечественных авто всегда была относительно низкая цена. Поэтому производителю нужно постараться сохранить это преимущество, чтобы продажа авто велась на уровне РРЦ. Наши соотечественники крайне редко готовы купить российский товар по цене дороже, чем его зарубежные аналоги — это подтверждают опросы, которые проводились в последние месяцы. По его мнению, отечественный автомобиль в отличии от «китайца» в будущем можно легче сбыть с рук.

«Цены на автомобили выросли и будут продолжать расти в связи с дефицитом поставок и спекуляцией дилеров. Если ищете машину здесь и сейчас, советую звонить продавцам в разные города, выезжать лично и торговаться, т.к. в каждом регионе разная степень дефицита», — предлагает гендиректор «Мой Автопрокат».

Кто нас покинул

По мнению руководителя отдела по работе с состоятельными клиентами ИК Fontvielle Сергея Соловых, среди основных предпосылок кризисных явлений в первую очередь стоит отметить сужение предложения. В феврале-марте 2022 года западные компании приостановили поставки в Россию и заморозили производство на ее территории.

«За минувший год с отечественного рынка ушли General Motors, Renault, Nissan, Mercedes-Benz, Toyota, Ford и другие предприятия. Весной со стороны Европейского Союза было введено эмбарго на поставку в нашу страну предметов роскоши, в список которых попали авто дороже 50 тысяч евро. Схожие ограничения одобрили США и Япония. Сокращение предложения привело к росту стоимости новых легковых автомобилей. Цены увеличивались еще до начала СВО, а спровоцированные антироссийскими санкциями процессы лишь подстегнули их», — говорит Соловых.

Дмитрий Матвеев добавляет, что среднестатистическим автовладельцам не хватало бюджетных масс-маркет моделей Hyundai (еще можно найти Creta и Solaris), Kia, Volkswagen и т.п.

Почему пропал интерес и надолго ли

Вместе с тем сокращение объемов продаж в 2022 года более, чем в два раза по сравнению с 2021-ым, связано не только с предложением, но и со стагнацией платежеспособного спроса. Доходы людей практически не выросли, говорит заместитель руководителя направления «Экономика инфраструктурных отраслей» ЦСР Алексей Сафронов. Он сообщил, что по данным Росстата средние начисленные зарплаты в России в ноябре 2022 года были на 13,3% больше, чем годом ранее (данные за весь год пока не опубликованы), а потребительская инфляция по итогам года составила 12%. Получается, что реальные зарплаты выросли всего на 1 процент.

«При этом даже этот рост вызывает сомнения, так как Минэкономразвития России в своем макроэкономическом прогнозе указало, что ожидает падение ВВП России по итогам 2022 года на 2,9% и снижение реальных доходов населения на 2,2%. На 2023 г. Минэкономразвития планирует продолжение спада ВВП», — считает Сафронов. — Реальные доходы населения в 2023 г. могут немного превысить уровень 2022 г., но они не достигнут уровня 2021-го».

Хотя в прошлом году была резко ускорена структурная трансформация экономики с упором на импортозамещение и перестройку логистики на восток, маловероятно, что этот процесс завершится в 2023 году. Другими словами, в 2023-ем объемы продаж автомобилей на уровень 2021-го не вернутся.

Подписывайтесь на РБК Черноземье: «ВКонтакте», Яндекс. Дзен,  RuTubeTelegram.

Pro
Зарубежным мессенджерам выдали красную карточку: 5 вариантов на замену
Pro
Нерезидент с бизнесом в России: можно ли избежать проблем с налоговой
Pro
Как Индия боролась с «масляной инфляцией» и проиграла
Pro
Золото и партия: что нужно знать о новом месторождении в Хунане
Pro
Доллары, дирхамы или рубли: как вести расчеты с иностранными партнерами
Pro
Чего ждут и боятся FMCG-компании — опрос 100 СЕО и топ-менеджеров
Pro
Как получить повышение в 2025 году: пошаговый план
Pro
Чем онлайн-кинотеатры заменили голливудское и европейское кино