Черноземье, 10 апр 2023, 17:26

Бюджетные итоги: какие регионы ЦЧР тратили больше, чем зарабатывали

В прошлом году расходы регионов Черноземья росли быстрее, чем объем полученных за это же время доходов. Однако эксперты с оптимизмом смотрят на исполнение региональных бюджетов
Читать в полной версии
Фото: ru.freepik.com

Более половины российских субъектов (50 из 85) завершили 2022 год с дефицитом бюджета в размере 447,3 млрд рублей, больше всех в минус ушли Московская (67,7 млрд рублей), Тюменская (53 млрд рублей) и Белгородская (29,2 млрд рублей) области, следует из оперативного обзора Счетной палаты.

При этом в число профицитных попали 35 регионов плюс 497,4 млрд рублей. Самые крупные доходы получили Санкт-Петербург, Сахалинская область, Москва, Кемеровская область и Ямало-Ненецкий автономный округ.

Анализируя итоги предыдущего года, аудиторы отмечают, что расходы регионов росли ускоренными темпами в течение года и превысили показатель 2021-го на 16,2%, тогда как доходы увеличились всего на 12,1%. Причем во втором полугодии 2022-го динамика поступлений существенно замедлилась, а траты продолжили увеличиваться. В итоге, с перевесом расходов над доходами исполнены бюджеты 61 региона. В Черноземье наибольший прирост показателя сложился в Белгородской (29,6%), Липецкой (24,4%) и Курской областях (21,4%).

Расходы консолидированных бюджетов регионов в январе-декабре 2022 года составили 19,618 трлн рублей и превысили объем 2021 года на 1,8 трлн рублей.

Согласно докладу, бюджетные деньги в основном тратились на национальную экономику (+27,4%), ЖКХ (+20,6%) и образование (+16,2%). Такой рост аудиторы связали, прежде всего, с инфляцией, которая привела к удорожанию строительства и реконструкции объектов по госконтрактам, увеличением МРОТ и прожиточного минимума, реализацией новых инвестиционных и инфраструктурных проектов.

Общая сумма расходов по статье «национальная экономика» в стране превысила 4,5 млрд рублей. В частности, в прошлом году регионы не жалели деньги на развитие общественного транспорта, дорожное хозяйство, обеспечение деятельности муниципальных учреждений, поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, АПК. Траты выросли в 81 регионах, из них в 62 — на 20% и более. В целом по стране объем расходов на национальную экономику на душу населения за год составил 30,8 тыс. рублей. В Белгородской области на эти цели пришлось 24,7 тыс. рублей, Липецкой — 22,8 тыс. рублей, Курской — 20,3 тыс. рублей.

Так, например, в Липецкой и Курской областях рост расходов на национальную экономику в большей мере был обусловлен увеличением затрат в сфере дорожного хозяйства. Это в основном связано с оплатой выполненных работ по госконтрактам, завершением строительства и реконструкции дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения, а также с реализацией инфраструктурных проектов.

Кроме того, более половины всех бюджетов регионы потратили на социальные обязательства 52,2% против 55,5% в 2021 году. В Липецкой (на 31,2 %) и Белгородской областях (на 28,9 %) на рост расходов на здравоохранение повлияло значительное освоение средств федерального бюджета, выделенных на строительство медицинский учреждений. В Курской области наоборот увеличились затраты на образование. Аудиторы связали увеличение трат с созданием и обеспечением деятельности вновь созданного центра военно-патриотического воспитания молодежи «Авангард».

В общей сложности объем социальных расходов на душу населения в России в 2022 году составил 70,3 тыс. рублей. В Белгородской области данный показатель составил 71,1 тыс. рублей, Курской — 61,2 тыс. рублей, Липецкой — 53,4 тыс. рублей.

Доходы не поспевают за расходами

По данным Счетной палаты, сильное снижение доходов наблюдалось в Липецкой (-16,6%), Белгородской (-12,5%) и Курской (-12,1%) областях в результате сокращения налоговых и неналоговых поступлений. Такую динамику в счетной палате объясняют просевшим налогом на прибыль на фоне санкций. В первую очередь в металлургической отрасли, где наблюдалось падение объемов продаж и выручки по крупнейшим налогоплательщикам. Как уточняют аудиторы, по итогам 2022 года налог на прибыль Липецкой области минусовался на 53,3%, Курской области — на 46,3%, Белгородской области — на 45,2%.

Показатели резко пошли на спад, начиная с июля 2022 года. Ежемесячная отрицательная динамика поступлений данного налога: в июле по сравнению с июлем 2021 года — на 18,8%, в августе — 21,7%, сентябре — 20,5 %, октябре — 40,2%, ноябре — 44,4%, декабре — 34,7%. В целом, снизились поступления налога на прибыль организаций в 38 регионах (по итогам первого полугодия их было только девять).

Несмотря на негативное влияние западных ограничений, налоговые и неналоговые доходы выросли в 71 регионе на 13% — до 15,43 трлн рублей. Это произошло за счет высоких темпов поступления ряда крупных доходных источников, таких как НДФЛ (рост на 16,4%), акцизы (на 17,5%), имущественные налоги (на 12,9%).

Дисбаланс реальной динамики и распределения трансфертов проявился при выделении дотаций на сбалансированность бюджетов. В регионах, в которых произошло сокращение налоговых и неналоговых доходов, только в Курской области объем полученных дотаций на сбалансированность в 2022 году превысил величину падения. В то же время Липецкая область не получила такой трансферт, но показала сокращение доходов.

Что будет с региональными бюджетами дальше

Исполнение бюджетов регионов ЦЧР в 2022-2023 годах происходит под влиянием ряда факторов, оказавших влияние на доходную базу, отметила руководитель департамента общественных финансов Финансового факультета при правительстве РФ Маргарита Васюнина. В частности, один из них — снижение объемов промышленного производства и сдержанные темпы роста сельского хозяйства, что не могло не способствовать отрицательной динамике доходов. По итогам исполнения консолидированного бюджета Белгородской области, по словам эксперта, общий объем доходов на 1 января 2023 года сократился по сравнению с аналогичным периодом 2022-го на 9%, в том числе налоговых и неналоговых доходов — на 13%. Аналогичная тенденция характерна и для Липецкой области: сокращение общего объема доходов приблизилось к 15%, в том числе налоговых и неналоговых доходов — 19%. В свою очередь исполнение консолидированного бюджета Курской области по доходам на начало года отличалось положительной динамикой + 5,7%, при том, что объем налоговых и неналоговых бюджетов данного региона был снижен более чем на 13%. Таким образом, существенное значение для формирования бюджетов Черноземья и нивелирования последствий отрицательной динамики налоговых и неналоговых доходов сыграли безвозмездные поступления, где главенствующее положение занимают межбюджетные трансферты из федерального бюджета, полагает Васюнина.

«Оценка показателей консолидированных бюджетов регионов за январь-февраль текущего года разнонаправленна. Объем доходов консолидированных бюджетов регионов в январе 2023 года сокращен в несколько раз по сравнению со значением показателя месяцем ранее, что во многом объясняется обстоятельствами технического толка. В феврале тенденция постепенного наращивания объема доходов возвращается. В частности, совокупный объем доходов консолидированных бюджетов областей Черноземья увеличился более чем в два раза, — продолжает она. — Между тем оценка динамики видов доходов позволяет говорить о решающем влиянии на общую тенденцию со стороны поступлений межбюджетных трансфертов. В частности, прирост общего объема безвозмездных поступлений в Белгородской и Курской областях превысил два раза, в Липецкой — четыре раза. В свою очередь объем налоговых и неналоговых доходов сокращался во всех областях в диапазоне от 8% до 19%».

В условиях опережения темпов роста расходов над темпами роста доходов, характерного данным регионам, встает вопрос об обеспечении устойчивости этих бюджетов и полном исполнении принятых расходных обязательств, заметила эксперт. Важно, что областям удается формировать и исполнять свои бюджеты, не нарушая требований бюджетного законодательства к предельному уровню дефицита, государственного долга и расходов на его обслуживание.

«Все три региона вошли в состав субъектов Российской Федерации с высоким уровнем долговой устойчивости, принимая во внимание, что рыночные долговые обязательства были замещены инфраструктурными бюджетными кредитами. В отношении данных регионов активно задействован механизм федеральной поддержки в виде казначейских кредитов на пополнение остатка бюджетных средств, а также нецелевых межбюджетных трансфертов. Таким образом, некоторый запас экономической прочности, а также накопленный опыт применения инструментов оперативного реагирования на результаты исполнения бюджетов Черноземья внушают оптимизм на текущий и предстоящий финансовый период», — подытожила Васюнина.

Pro
Серотонин — не про счастье, мелатонин — не только сон: 5 мифов о гормонах
Pro
6 технологий, за которыми финансовой отрасли стоит следить в 2025 году
Pro
Как платить НДФЛ за сотрудников с 1 января 2025 года. Примеры расчетов
Pro
Почему Тим Кук стал фаворитом Трампа и чем это полезно Apple
Pro
Чем онлайн-кинотеатры заменили голливудское и европейское кино
Pro
Теряют почву под ногами: почему Nike и Adidas уступают рынок конкурентам
Pro
Доллары, дирхамы или рубли: как вести расчеты с иностранными партнерами
Pro
Как $36 трлн госдолга могут разрушить амбиции Трампа