ОЭЗ «Центр» в Воронежской области пополнится 11-м резидентом
Официальный статус резидента ВЗПО получит после заключения трехстороннего соглашения с участием АО «ВИнКо», которое является управляющей компании ОЭЗ «Центр» и индустриального парка «Масловский», и департаменте экономического развития Воронежской области, сообщили в ведомстве.
Инвестпроект был представлен губернатору Воронежской области в феврале этого года. Он станет частью приоритетного проекта «Новая индустриализация», инициированного главой региона.
Производство развернется на площади 3,8 га. Реализация проекта позволит создать 100 новых рабочих мест. В строительство и оснащение оборудованием высокотехнологичного предприятия направят 1,35 млрд рублей.
В ООО «Воронежский завод промышленного оборудования» РБК Черноземье рассказали, что начало строительства запланировано на третий квартал 2023 года, а запуск — на второй квартал следующего года.
Представитель ВЗПО подчеркнул востребованность проекта. «Продукция ВЗПО является ключевым звеном в деятельности промышленных, сельскохозяйственных предприятий. И дело не только в том, что те же мотор-редуктора требуются для новых заводов. Они так же востребованы при обновлении оборудования уже функционирующих компаний. В свое время рынок России активно заполнялся продукцией европейских производителей. Теперь с их уходом возникает ситуация либо дефицита, либо существенного удорожания в связи с тем, что они пытаются удержаться на рынке России за счет транзита через третьи страны. ВЗПО запускает производство мотор-редукторов, которые будут аналогами европейской продукции высокого качества», — отметили в компании, добавив, что аналогичная ситуация и с шестеренными насосами, которые являются важным узлом в гидравлических системах спецтехники: строительной, сельскохозяйственной, военной. Потенциал рынка в этой товарной группе измеряется не только ежегодным выпуском такой техники, но и необходимыми регламентными заменами в уже эксплуатируемой.
Альтернатива импорту
Одна из основных целей реализации проекта — восполнение потребностей рынка по линии импортозамещения. «К сожалению, пока остается уязвимость российского промышленного сегмента от иностранного производителя. Те же европейские мотор-редуктора, поставленные до введения санкций, требуют обслуживания, регламентных работ. Сейчас это может быть затруднено. Продукция ВЗПО будет альтернативой высокого качества», — уверены в компании. Кроме того, ВЗПО — это предприятие полного цикла. Это означает, что более 90% всех комплектующих будет производиться на месте, в своей деятельности ВЗПО будет опираться на отечественных поставщиков.
О востребованности данного направления на рынке говорят и эксперты. «Машиностроение — это основа экономики. Как показали последние события, любой импортный станок может отключиться в один момент. Сейчас у наших производственников, у людей, которые обладают необходимыми знаниями и опытом, складывается уникальная возможность встать во главе возрождения российского машиностроения», — отмечает основатель и CEO компании Technored Артем Лукин. Он вспомнил события начала 90-х годов прошлого века, когда самолетам отпиливались хвосты, станки вывозили в другие страны либо уничтожали. Несмотря на то, что в 2010-2015 годах, после первых санкций, о машиностроении и станкостроении снова вспомнили, к 2023 году, по мнению Лукина, ситуация не сильно изменилась в лучшую сторону. «На сегодняшний день наша промышленность очень сильно зависит от мирового рынка и поставок станков из-за рубежа. 70% всего станочного парка по деревообработке, металлообработке и стеклообработке поставляется из-за границы. В 2022 году конъюнктура поменялась, оборудование везется уже не из Европы и Америки, а из Юго-Восточной Азии и дружественных стран, зачастую уступая в качестве и безопасности. Да, есть исключения. Те российские компании, которые еще в начале нулевых сделали ставку на возрождение машино- и станкостроения, особенно много таких в деревообрабатывающей отрасли, сегодня являются бенефициарами сложившейся ситуации и чувствуют себя очень хорошо. Те станки, которые они производят, составляют достойную конкуренцию мировым аналогам», — считает эксперт.
Заместитель директора по маркетингу компании «Грузоподъем» Лилия Мухаметгалеева отмечает, что рынок по линии импортозамещения весьма емкий. Для его восполнения нужны десятки производств такого типа, как ВЗПО, поэтому оборудование нового завода в Воронеже имеет все шансы быть востребованным, но при условии конкурентоспособности предложения, делится мнением замдиректор «Грузоподъема». Она проанализировала рынок на примере своей компании. «Как такового дефицита мотор-редукторов, например, применительно для кранового оборудования при сохранившейся импортной продукции на рынке мы не испытываем. И на данный момент потребность в мотор-редукторах закрываем по большей части иностранными производителями из Италии, Турции и Китая, так как их поставки имеют меньшие сроки и продукция, в конечном счете, стоит дешевле», — объяснила Мухаметгалеева.
А стоит ли овчинка выделки?
Эксперты не скрывают, что реализация проекта завода промышленного оборудования требует огромных затрат. «Нужно работать как с собственным капиталом, так и с инвестиционным и государственным капиталом. Если сделать это сейчас, то рентабельность будет высокая», — уверен Артем Лукин.
Сейчас самое время пользоваться предоставляемыми возможностями. Например, коммерческий директор в НИИ Развития народного образования, руководитель проекта «Фабрика лидеров мнений» Эмиль Ахундов отмечает, что рынок промышленного оборудования показывает стабильный рост спроса, а к отечественным производителям, ориентирующимся на выпуск комплектующих, проявляется лояльность, что является большим плюсом. «В связи с политикой импортозамещения, российские производители оборудования получили ряд преимуществ на рынке, что поднимает спрос на отечественную продукцию», — говорит Ахундов. По его словам, несмотря на большой объем требуемых вложений, инвестиции ВЗПО перспективны и в будущем могут принести значительную прибыль, так как производство является весьма востребованным как на внутреннем, так и на внешнем рынке. «Рентабельность зависит от качества выпускаемой продукции, ценовой конкуренции, эффективности бизнес-процессов. Открытие нового производства на Воронежском заводе промышленного оборудования является перспективным решением и способствует развитию российской экономики в целом», — прогнозирует руководитель «Фабрики лидеров мнений».
Лилия Мухаметгалеева дает совет, что нужно для того, чтобы российские аналоги стали конкурентоспособными. «Необходимы высокая производительность труда, дешевые сырье и энергия. Также существуют предприятия, работающие в кооперации с иностранными производителями, которые поставляют отечественный мотор вместе с импортным редуктором, и сборочные производства, собирающие мотор-редуктора по заявленным характеристикам из импортных комплектующих. Наш опыт сотрудничества с подобными предприятиями положительный и в отдельных случаях мы пользуемся их услугами», — рассказала заместитель директора по маркетингу. В то же время она призналась, что прогнозировать будущую рентабельность нового завода в Воронеже сложно, так как важно понимать, какую производственную линию выберут для себя на предприятии и какое сформируют итоговое предложение по соотношению «цена/качество».
Подписывайтесь на РБК Черноземье: «ВКонтакте», Яндекс. Дзен, RuTube, Telegram.
16+. Материал предоставлен Информационным агентством «Медиа Черноземье» (реестровая запись СМИ от 09.11.2022 серия ИА № ФС 77 - 84075, зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)).