Эксперт: «Лифты Воронежа не контролируют и неправильно обслуживают»
В Воронеже за последние две недели произошло сразу несколько инцидентов с лифтами. Происшествия повлекли за собой многочисленные жалобы от горожан. В причинах возникшей проблемы РБК Черноземье разбирался вместе с директором «Первой лифтовой ассоциации» Юрием Клюшневым.
Первый заметный инцидент произошел днем 24 июля: в новом жилом комплексе на улице Станкевича в шахту рухнул грузовой лиф. Буквально за 20 минут до этого из него вышел курьер. Конструкция эксплуатировалась чуть больше года. Причиной назван сбой электроснабжения.
25 июля на место событий прибыли воронежские журналисты, однако почти сразу застряли во втором, пассажирском лифте, проведя полчаса запертыми в кабине на уровне 23 этажа.
30 июля в новом доме на бульваре Художников в Новой Усмани лифт рухнул вместе с женщиной и ребенком. Они спаслись благодаря сработавшей системе остановки. В УК утверждают, что лифт исправен, и произошло не падение, а резкая остановка из-за скачка напряжения. Позже стало известно, что другая молодая мама с малышом застряла в этом же лифте 6 июля. Взаперти они провели час.
31 июля в новостройке на улице Весенняя под угрозой оказалась жизнь девятилетнего мальчика. Застряв в лифте, в котором не работала система вентиляции, ребенок испугался и самостоятельно покинул кабину, протиснувшись в щель двери. Позже папе школьника пришлось вновь раздвигать двери лифта, чтобы вызволить оставшийся внутри велосипед сына. Маме мальчика в управляющей компании заявили, что лифт плохо работает из-за сгоревших деталей, поставка которых затягивается.
В тот же день на улице 9 Января в лифте два часа провела супружеская пара, застряв между 11 и 12 этажами. Несмотря на наличие в кабине номера аварийной службы, мобильная сеть не ловила, а через кнопку вызова никто не отвечал. Стучащих по стенам супругов услышали соседи, они и вызвали специалистов.
Наконец, 2 августа в новостройке на улице Суворова лифт, находясь на уровне 23-24 этажей, начал искрить. В кабине в это время находился пассажир, заснявший происходящее на телефон.
Все эти ситуации потянули за собой массовые жалобы воронежцев. При этом большинство из них касаются именно новых домов, чей срок эксплуатации редко превышает год. Жильцы первым делом обращались в управляющие компании, но там заявлениям хода не дают.
Позицию УК объясняет директор «Первой лифтовой ассоциации», ведь именно на управляющих компаниях в большинстве случаев лежит ответственность за аварийность.
«Все происшествия, которые произошли в городе за последнее время, это на 90% некачественное техническое обслуживание и отсутствие контроля со стороны владельцев лифтов. Проблема начинает свой путь от отношения владельца лифта к техническому обслуживанию и к эксплуатации лифтового оборудования. Управляющие компании часто считают обслуживание лифта копеечной услугой. Часто сравнивают ее со стоимостью обслуживания домофонов. Снимая со счетов тот факт, что в случае с лифтами речь идет о безопасности людей, ну а если говорить совсем цинично — о безопасности самих руководителей управляющей компании, потому что ответственным за аварии на лифтовом оборудовании является именно владелец лифта», — считает Юрий Клюшнев. По словам эксперта, беды начинаются с попытки сэкономить. Самый низкий ценник практически всегда предлагают недобросовестные поставщики услуг, у которых владелец, директор, бухгалтер и электромеханик — одно лицо. Чаще всего аварийная служба в таких фирмах отсутствует. То есть, кнопка вызова в кабине есть, но отвечать на вызов некому.
«В одном из случаев, произошедших в Воронеже, люди просидели в лифте более часа. Это нарушение нормативов. Нормативный срок освобождения — 30 минут. Больше быть не может. Отсутствие двусторонней переговорной связи в кабине — также грубейшее нарушение требований эксплуатации. Пользоваться таким лифтом нельзя, потому что при отсутствии двусторонней переговорной связи из кабины лифта вызвать обслуживающий персонал, в случае застревания, невозможно. Но при этом лифты продолжают эксплуатироваться. И подрядчики продолжают работать. Подрядчики, которые способны обслуживать лифты в режиме «пять через два» и только в рабочее время», — отмечает Клюшнев.
Другой проблемой эксперт называет дефицит в Воронеже специализированных кадров. Средняя заработная плата квалифицированного электромеханика в месяц составляет 120-200 тыс. руб. Такие расценки должны вести и к увеличению коммунальной платы за обслуживание лифтов. Также Юрий Клюшнев выступает за ужесточение контроля со стороны надзорных органов.
«Техническое обслуживание и организация эксплуатации лифтов в Воронеже заслуживает внимания со стороны контролирующих инспекций, а может быть даже и правоохранительных органов. Если управляющим компаниям, владельцам лифтов не важны жизни людей, то им должна быть важна личная свобода. И контрольным органам, наверное, необходимо занимать более жесткую позицию относительно ответственности именно владельцев лифтов. Может быть, два-три таких процесса привлекут внимание руководителей управляющих компаний, и тогда прекратится экономия на жизнях и здоровье жителей домов», — подытожил директор «Первой лифтовой ассоциации».
В январе этого года надзорные органы уже принимались за лифтовые компании. Подрядчикам, осуществлявшим замену лифтов, начислили неустойку в 40,2 млн руб. за срыв сроков.
Подписывайтесь на РБК Черноземье: «ВКонтакте», Дзен, RuTube, Telegram.