Черноземье, 10 июл 2023, 16:31

Экспортный потенциал России и Черноземья: экспертное мнение

Генеральный директор консалтинговой компании «РусГлобалЭкспорт» Дмитрий Поляков рассказал в интервью РБК Черноземье о том, какие рынки сегодня заинтересованы в российской продукции
Читать в полной версии

— На что сегодня ориентированы рынки экспорта Российской Федерации?

— Нужно понимать, что планета большая, и сегодня мы наблюдаем изменение взаимоотношений на ней. Если у вас есть возможность встречаться, общаться, вести бизнес с компаниями из Ближнего Востока, здесь все будет складываться удачно. В этом направлении мы активно работаем уже много лет. В последние годы наблюдаем у партнеров сдвиг в сторону еще большего уважения и желания работать с Россией. Многие страны и предприниматели понимают, что невозможно быть завязанными только на одно направление торговли. Например, нельзя работать только с компаниями из США, Европы или Китая. В вопросе международных торговых отношений нужна диверсификация, потому что опыт многих стран доказывает: когда у бизнеса есть выбор, это обеспечивает дополнительную безопасность не только для страны в целом, но и самого предпринимательского сообщества.

Если мы говорим о взаимоотношениях предпринимателей из Ближнего Востока с Россией, то сейчас они находятся на пике своего развития, несмотря на то, что существует множество проблем с проведением платежей и логистикой. Что касается покупки и продажи товаров, то Россия, Ближний Восток, Арабские Эмираты — это те страны, которые сейчас максимально друг другу близки с точки зрения бизнес-взаимоотношений.

Второе направление, на котором мы активно работаем, это Вьетнам. Эта страна достаточно традиционно себя ведет в плане отношений с Российской Федерацией. Вьетнам всегда к нам хорошо относился, и сейчас ничего не поменялось. Единственное отличие состоит в том, что в последнее время у бизнеса появились определенные переживания о том, чтобы не попасть под санкции. Поэтому мы как консалтинговая компания и наши клиенты стараемся тщательно анализировать любую сделку перед тем, как ее проводить. Надо понимать, что мы не живем в каком-то независимом мире. Международная экономическая интеграция играет важную роль в современном мире. Соответствующие структуры проводят серьезные проверки каждой сделки. Европейским бизнесменам сейчас максимально сложно работать с Россией. Аналогичная ситуация в США и у многих мировых компаний, которые ведут свою деятельность в Китае. Подобные сделки приходится маскировать, искать лазейки, что-то изобретать, прятать корни в африканских странах и реализовать методы взаимодействия, которые не будут ставить под угрозу наших партнеров.

Видео: РБК Черноземье

— Многие эксперты отмечают рост интереса к российской продукции в Арабских Эмиратах. Как сейчас выстраиваются поставки? Какая российская продукция интересна ОАЭ?

— Если мы говорим непосредственно про Объединенные Арабские Эмираты, надо понимать, что это не только внутренний местный рынок. Рынок ОАЭ насчитывает порядка 10 млн потребителей. Сегодня из этого числа около миллиона русскоязычного населения постоянно находится в Эмиратах либо по резидентским карточкам, либо в качестве временно проживающих, а это порядка 10% от всего населения. Это большое число, сопоставимое с количеством местных граждан — арабов, имеющих паспорта этой страны. Анализируя местный рынок, можно понять, что продукция из России здесь очень востребована. Это, прежде всего, продукты питания — то, в чем Россия традиционно сильна, так как у нас хорошо развита пищевая промышленность.

Россия действительно производит конкурентоспособную продукцию, превосходящую по качеству и цене конкурентов-производителей. Например, ту, что поставлялась изначально из Европы и Соединенных Штатов Америки. Сейчас на международный рынок поступает большое количество натуральной продукции из России, которая, отмечу, не содержит большого количества химии, вызывая у покупателей огромный интерес. Когда мы просчитываем экономику сделок, то видим, что для внутренних бизнесменов и предпринимателей, которые импортируют продукцию из России и дальше распределяют ее уже внутри рынка арабских Эмиратов, маржинальность намного больше, чем у известных мировых брендов.

Кроме того, много IT-компаний и технологических решений из России пользуются спросом на Ближнем Востоке. Объясню, с чем это связано. Сейчас много людей успели пожить в Эмиратах не просто как туристы, а как постоянные жители, пользующиеся местными сервисами. Они хорошо видят уровень различия решений в РФ и ОАЭ. Объективно российские технологические сервисы на порядок выше не только ближневосточных, но и западных, то есть они являются передовыми. Например, если многие пользовались банковскими приложениями — эмиратскими, американскими или европейскими — разница с Россией огромная. Я не говорю только про интерфейс, сказывается общий подход к использованию данных продуктов. Российская IT-сфера находится на этапе стремительного развития.

Если говорить про дорожное строительство в Эмиратах, про высокие здания или про огромное количество дорогих автомобилей на дорогах, здесь ОАЭ опережают нас в развитии на 15-20 лет. Но надо понимать, что в некоторых направлениях Россия живет впереди, и, в первую очередь, это касается подходов к дизайну, софту и многим технологическим решениям.

— Если говорить о регионах Черноземья, как вы оцениваете их экспортный потенциал?

— Традиционно Черноземье производит ту продукцию, которая по естественным причинам отсутствует на Ближнем Востоке. У нас, например, выращивается подсолнечник и многие другие сельскохозяйственные культуры, которые просто не могут расти в той части мира. Для Черноземья это отличная возможность хорошо зарабатывать на экспорте через страны Ближнего Востока, через Арабские Эмираты. На самом деле туда идет огромный поток товаров.

Наша продукция как поставлялась, так и поставляется во многие страны. Немножко поменялись маршруты, финансовая логистика и схемы подачи этой информации. Теперь речь идет не об экспорте и продаже продукции нашими предприятиями, а о покупке продукции иностранными компаниями у наших российских компаний. Следует понимать эту разницу.

Когда мы продаем, то находим возможности для реализации нашей продукции, то есть, находим решение, как продать. А когда у нас покупают, мы занимаем пассивную позицию, просто даем возможность забрать товар и дать нам деньги. С одной стороны, это хорошо, но есть и негативные моменты. Мы производим продукцию, в которой заинтересован весь мир, но при этом у нас нет возможности повышать свои компетенции с точки зрения активных продаж и экспорта.

Черноземье — невероятно востребованный регион для экспорта, предлагающий качественную продукцию агропромышленного комплекса, которая кормит большую часть планеты. Пример: если вы зайдете в любое вьетнамское отделение почты, то обязательно найдете подсолнечное масло «Слобода», прекрасно известное каждому русскому человеку.

Подсолнечное масло нужно везде, а Россия является крупнейшим его производителем в мире. Во многие страны наша продукция поставляется по той причине, что без нее нельзя обойтись —невозможно мгновенно перейти на какую-то замену этого масла. Культура потребления и привычки меняются очень медленно и, если люди в определенной стране готовили на подсолнечном масле, вы не сможете их переключить на рапсовое либо сухое масло. А Черноземье является тем самым регионом, где производится много подобной продукции.

Подписывайтесь на РБК Черноземье: «ВКонтакте», Дзен, RuTube, Telegram.

16+. Материал предоставлен Информационным агентством «Медиа Черноземье» (реестровая запись СМИ от 09.11.2022 серия ИА № ФС 77 - 84075, зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)).

Pro
Лицо «нового мира»: что предсказывает на 2025 год обложка The Economist
Pro
Почему руководители теряют авторитет в глазах подчиненных
Pro
Как уволить работника за разглашение коммерческой тайны
Pro
У заядлых читателей особенный мозг. Вот о чем говорит новое исследование
Pro
Ребрендинг Jaguar и шаблонное извинение Boeing: PR-провалы 2024 года
Pro
Как заработать на инвестициях в зарубежную недвижимость от 20% и выше
Pro
По краю пропасти: почему в США опасаются линчевателей облигаций
Pro
Какие три мифа о процессной аналитике мешают развивать бизнес