Анна Шурховецкая: «Воронежу нужно развивать дизайн и fashion-индустрию»
Что такое креативные индустрии, что они могут принести экономике региона и какие направления креативных индустрий могут стать ведущими в Воронежской области, РБК Черноземье рассказала Анна Шурховецкая — предприниматель, эксперт в области социокультурного проектирования и бывший директор школы креативных индустрий «Матрешка». — Как вы оцениваете ситуацию в креативной индустрии в Воронеже и Воронежской области по итогам 2023 года? Насколько сильно регион отстает от Москвы и Санкт-Петербурга? — Чтобы сделать предметную и комплексную оценку, нужно проводить исследования. Пока у нас нет эксперта, который может оценить ситуацию с креативными индустриями в регионе. Есть проявленные направления, с которыми можно работать, и которые уже известны воронежцам. Например, это гастрономия, анимация, компании, связанные с видеопроизводством, наши крупные студии дизайна. Но чтобы говорить о креативных индустриях, которые превалируют в регионе, нужно понять, какую долю в экономике занимают эти направления. Если сравнивать федеральные центры и любые регионы, мы все сильно отстаем. Основной объем креативного продукта производится в столицах, здесь разрыв колоссальный. Но оценка каждого региона должна быть дифференцирована: везде есть свои особенности как в развитии бизнеса и ведущих отраслей, так и среди представителей креативных индустрий.
— Если оставить за скобками Москву и Санкт-Петербург, есть регионы, которые уже включили креативные индустрии в свою экономику? — Один из самых передовых регионов — это Якутия, у них активно развивается киноиндустрия. Вплоть до того, что в последних поручениях президента была адресная помощь по строительству кинопавильонов в Якутии. Плюс Красноярский край, Ханты-Мансийский автономный округ, Новгородская область, Калининградская область, Свердловская область. — Почему в одних регионах уже развиваются креативные индустрии, а другие «тормозят»? — Есть два фактора, почему в регионах активно развиваются креативные индустрии, а на основе их опыта формируют стандарты и рекомендации для других. Во-первых, важна прямая заинтересованность высшего должностного лица. Губернаторы выступают как продюсеры своих регионов. Второе — нужен лидер, который погружен в ситуацию, разбирается в мерах поддержки, опыте других регионов. Скорее всего, он должен быть из бизнес-среды. Все-таки чтобы развивать это направление, нужно понимать проблемы бизнеса, как он работает и что ему необходимо. Эти два основных фактора двигают развитие креативных индустрий, и они же являются первыми пунктами всех рекомендаций и стандартов — и Федерации креативных индустрии и Агентства стратегических инициатив (АСИ). — Какие шаги стоит предпринять для развития креативных индустрий в Воронежской области? — Каждый бизнес сам определяет пути развития, ориентируясь на текущую ситуацию и емкость рынка. Если говорить про системную работу и те шаги, которые рекомендовала Федерация креативных индустрий, Воронежской области нужно определять лидеров отрасли. Обычно это предприниматели, которые двигаются вперед и тянут за собой других. Именно продукты креативных индустрий играют ключевую роль в продвижении русской культуры на мировом уровне. Правда, не все понимают, как работать на экспорт, чтобы твой продукт воспринимали. Мы видим обратную историю: дети в России часто читают комиксы и манга (японские комиксы), это уже становится частью подростковой культуры. Далеко не про все наши культурные продукты можно сказать, что они также внедряются в зарубежную среду, в этом направлении нужно работать — создавать такие мощные продукты, которые могут представлять нашу культуру за рубежом. Второе — нужно выявить лидера, который будет поддерживать коммуникацию и с представителями бизнеса, и с представителями власти. Это тот человек, который готов тратить много энергии, систематизировать, поднимать вопросы, которые волнуют бизнесменов из разных отраслей. Третий пункт — региону нужно выбрать пять приоритетных отраслей. Количество основных отраслей может быть другим, но в любом случае нужно понимать, что нельзя развивать все креативные индустрии, важно расставить приоритеты. Например, Калининградская область выбрала геймдев (разработку игр), и хотя в 2023 году произошла большая потеря кадров, они не остановили развитие и продолжают системно заниматься этим направлением. Якутия — это киноиндустрия. В Красноярском крае мощная fashion-индустрия и гастрономия, там расположен один из самых известных в России гастрономических институтов. — Как региону выбрать приоритетные направления? — Способы разные: кто-то работал с лидерами мнений и экспертами в разных отраслях, кто-то заказывал исследования крупных федеральных компаний. Можно опираться на «Атлас креативных индустрий», но АСИ презентовала его в 2021 году, сегодня его уже можно пересматривать для своего региона. Важна системная помощь: чтобы те, кто создает креативные продукты, могли монетизировать свою работу и закрепить интеллектуальную собственность. Нужно выстраивать экспортные цепочки: с одной стороны, продукт актуален для всего мира, а с другой, создатель вкладывает часть своей культуры и опирается на локальную идентичность. Представителям креативных индустрий нужно помогать выходить на рынки дружественных стран с понятным продуктом, на который сформирован спрос. — Какие могут стать основными в Воронежской области? — Возможно, это мои личные предпочтения, но думаю, что Воронеж может проявить себя в дизайне: у нас много талантливых художников и дизайнеров. Второе — это легкая промышленность, индустрия fashion. Нужно создавать условия для работы крупных компаний и помогать проявляться начинающим. Сегодня у нас появилось много новых проектов, поэтому думаю, что это перспективное направление для нашего региона. — С какими новыми вызовами столкнулась индустрия в 2023 году? — В 2023 году каких-то особенных новых вызовов не было. Вызовом стал 2020 год, когда началась пандемия. Она повлияла на большинство отраслей нашей экономики и обострила понимание того, что мы должны обратить внимание на креативную отрасль. Когда все сели по домам, нужно было адаптироваться к новым условиям, в этот момент серьезную роль сыграла диджитализация и цифровизация. С 2020 года компании перестраиваются, сегодня все активно работают в этом направлении. Также повлиял 2022 год, когда был кадровый отток и разрывы экспортных цепочек. Мне кажется, что в 2023 году появилось понимание, что креативные индустрии нужно проявить и разобраться, почему они важны в долгосрочной перспективе. Это не просто мейнстрим, а планомерная, длительная и системная работа. Если посмотреть на мировой опыт, от которого мы изначально отталкивались, креативные индустрии занимают большую долю в валовом внутреннем продукте многих стран. У них серьезная динамика роста, высокая добавочная стоимость. Это бизнесы с большой интеллектуальной составляющей, которую можно зафиксировать как интеллектуальное право. Креативная экономика очень «человекоцентрична»: она ориентирована на продукт, созданный человеческим интеллектом. Сегодня креативная индустрия — это стык интеллектуального продукта с цифровыми технологиями, очень перспективное направление для многих бизнесов. Также не нужно забывать и про развитие искусственного интеллекта. Все, кто работают в креативной индустрии, не должны бояться, что их профессии уйдут в прошлое из-за искусственного интеллекта — наоборот, нужно опираться на новые технологии и максимально внедрять в свой бизнес, еще больше повышая его добавочную стоимость. — Достаточно ли, на ваш взгляд, сегодня креативным индустриям поддержки государства? — Сказать что-то про Воронежскую область сложно — работа с креативными индустриями только начинается. Опережающих шагов не было, поэтому невозможно сказать, что у нас есть какие-то конкретные меры поддержки креативных индустрий. Но у нас существует поддержка федерального уровня для субъектов малого предпринимательства — в форме соцконтракта, микрокредитования начинающих бизнесменов. Есть и меры поддержки более крупных проектов. Сегодня на рассмотрении Общественной палаты Государственной Думы находится закон о креативных индустриях, который должен систематизировать работу. В течение 2024 года я ожидаю от властей Воронежской области изменения подхода. Мы могли бы перенять лучшие практики тех регионов, которые уже давно поняли важность креативных индустрий и активно их развивают. Еще в 2023 году Федерация креативных индустрий совместно с Минкультом разослала региональным властям рекомендации о первых шагах, которые нужно предпринять. В начале 2024 года вышел стандарт регионального развития креативных индустрий, который разработан Агентством стратегических инициатив в рамках поручения президента. Федерация предложила шесть базовых шагов, стандарт АСИ расширен до 12 шагов. Надеюсь, что Воронежская область будет двигаться по одному из путей и помогать креативным индустриям. — Есть ли проблема дефицита кадров в креативных индустриях? — Конечно, есть. Был большой демографический спад, поэтому если разговаривать с представителями любых отраслей, каждый поставит кадровый голод в топ своих проблем. То же самое и в креативных индустриях. Но технологии и продукты, с которыми работают креативные индустрии, очень привлекательны для молодежи: для них это близко, понятно и интересно. Причем образовательный барьер входа не очень высокий: можно изучить определенные блоки и уже пробовать, нарабатывать опыт. В России уже открыты 72 школы креативных индустрий, одну из которых я открывала в Воронеже. Сегодня в регионах в тестовом режиме создают колледжи креативных индустрий, чтобы разработать систему и потом распространять ее на другие регионы. Считаю, что наставниками и учителями должны быть люди, которые имеют реальную практику и реализованные продукты высокого уровня. Если просто изучать теорию на мощной технике, которую мы можем позволить себе по федеральным проектам, без вовлеченных педагогов мы не сможем воспитать специалистов. Также для обучающих процессов нужно получать заказы от бизнеса. Если мы посмотрим на один из самых успешных примеров в креативном образовании — это Universal University. Это уже даже не школа, а целая экосистема в Москве, которая включает в себя десятки разных направлений. Их базовый принцип — образование, ориентированное на практику. Их студенты уже выходят с реальным портфолио, которое получают благодаря заказам от бизнеса. Такой подход актуален для большинства отраслей, и креативные индустрии здесь не исключение. Однозначно хочу отметить, что молодежи это действительно интересно.
Подписывайтесь на РБК Черноземье: «ВКонтакте», Дзен, RuTube, Telegram.