Вадим Ерыженский: «Механизм господдержки АПК сработал на «пять с плюсом»
Как Вы оцениваете динамику развития компании «Продимекс» в 2018 году?
В 2018 году, из-за последствий влияния профицита сахара на внутреннем рынке, нам пришлось внести коррективы в планы развития. В первую очередь коррективы коснулись инвестиционных программ – акцент был сделан на развитие экспортной логистики. Но, в целом, курс на дальнейшую модернизацию производств и повышение эффективности сохраняется.
Какие приоритетные направления работы «Продимекса» в этом году Вы могли бы выделить?
В первую очередь это совершенствование логистики, что особенно актуально в свете растущих цен на ГСМ. Повышенное внимание также уделялось вопросам селекции семян сахарной свёклы и семеноводства.
Дайте оценку экономической ситуации в секторах, где работает «Продимекс»?
С точки зрения экономики это был не лучший для нас сезон. При этом наши показатели и результаты наших коллег могли бы быть более высокими даже в условиях неважной конъюнктуры, если бы не наличие узких мест, которые нас «придушили».
Мы получили значительные объемы произведенной продукции, в первую очередь сахара, но эти же объемы создали нам проблемы в части организации перевозок. В первую очередь надо сказать о дефиците вагонов, как зерновозов, так и обычных крытых. Сейчас мы активно прорабатываем с Минсельхозом и другими заинтересованными ведомствами возможные варианты решения данной проблемы в будущем. Обсуждаем проблему в комплексе с дефицитом портовых мощностей и другими факторами, сдерживающими развитие отрасли.
Одним из вариантов решения транспортной проблемы могло бы стать использование автопоездов повышенной грузоподъёмности, способных перевозить вдвое больший тоннаж. За рубежом уже давно разработаны и успешно используются многоосные тягачи и прицепы, с нагрузкой на ось, которая находится в допустимых пределах. Минсельхоз поддерживает нас в этом вопросе, но дорожники сопротивляются.
Как Вы могли бы охарактеризовать особенности государственного регулирования АПК?
Мы считаем, что прежний механизм поддержки сработал на «пять с плюсом» – основные отрасли, где он был применен, показали многократный рост. Это позволило нам уйти от импортной зависимости по ключевым позициям – курице, свинине и сахару. Про наращивание экспорта зерновых даже не стоит лишний раз упоминать - здесь ставится один рекорд за другим. Сейчас пришло время поменять приоритеты, разработать и внедрить новые правила господдержки. Мы уверены, что новая команда в аграрном блоке Правительства отлично с этим справится.
Расскажите об основных иностранных партнерах «Продимекс», на которых компания «делает ставку» в реализации своей экспортной программы?
География наших отгрузок достаточно широка чтобы кого-то выделять отдельно. Мы работаем с серьезными компаниями из Италии, Турции и Голландии. Отмечу также наших партнёров, покупающих сахар в Казахстане, Азербайджане и Узбекистане.
В последнее время в СМИ очень часто появляется информация о расширении земельного банка «Продимекс» и сделках по покупке предприятий. Ожидаются ли в ближайшее время какие-либо крупные приобретения в рамках деятельности агрохолдинга?
Мы всегда в поиске оптимальных для нас земельных участков. В то же время мы активно продаем земельные активы, использование которых для нас не очень выгодно. Сейчас наша задача не столько в наращивании земельного банка, сколько в его оптимизации и сокращении логистических издержек.
В условиях российской экономики насколько эти решения могут быть рискованными для бизнеса?
На земле можно и должно получать прибыль, бизнес – это риск, по определению, мы просто учимся этот риск минимизировать.
Как Вы относитесь к новости о том, что в 2019 году сократится господдержка АПК? (на 987,5 млн руб. меньше по сравнению с текущим годом).
Доля господдержки в прибыли нашей компании такова, что заявленное сокращение не вызывает у нас болезненной реакции. А что до выполнения задачи по стимулированию развития российского АПК в целом, то, если будут сделаны шаги по оптимизации господдержки, запланированных денег хватит.
Как Вы считаете, почему объем финансирования сельхозстрахования к 2021 году уменьшится почти вдвое? (по сравнению с 2014 годом).
Здесь можно назвать несколько причин. Снижается потребность в субсидиях в связи со снижением объёмов страхования. В регионах не осваиваются выделенные объёмы госсредств. Да и на уровне Минсельхоза России по этому вопросу есть определённые сомнения.
Расскажите поподробнее об аграрном страховании, почему ему уделяется такое повышенное внимание со стороны властей?
Это давнишняя попытка государства переложить бремя проблем с сельхозпроизводством с федерального бюджета на страховые компании. Сельское хозяйство и, в первую очередь, растениеводство - это цех под открытым небом. В этой сфере влияние внешних погодных факторов на результат труда очень велико. Современные технологии, сорта, гибриды и средства химизации немного снизили это влияние, но полностью исключить его нельзя.
Регулярно в различных регионах случаются ситуации, в которых государство вынуждено компенсировать сельхозтоваропроизводителям потери, понесённые в связи с независящими от них обстоятельствами. А это большие деньги. Во всём мире эти риски страхуются. У нас тоже есть примеры такого страхования, но почти всегда при наступлении страхового случая получить возмещение сельхозпроизводителям не удаётся. Поэтому год от года объём застрахованных рисков сокращается. Эта проблема требует доработки на уровне государства.
Отрасль АПК по-прежнему является привлекательной для инвестиций?
Мы в этом уверены и доказываем на своём примере – объем вложений компании в основной капитал в сфере АПК достаточно стабилен. Отрасль АПК – это не золотая жила, работа в этой сфере, безусловно, требует опыта и терпения. Однако и «чёрной дырой», как её пытаются порой представить, она не является.
Быстрых денег и сверхприбылей здесь точно искать не стоит, но вдумчивый и профессиональный подход дает неплохие результаты.