Вице-мэр Воронежа — РБК: «Для метробуса нужно подготовить дороги»
Первый заместитель главы администрации по городскому хозяйству Сергей Петрин рассказал в интервью РБК Воронеж, какие проекты нужно реализовать до того, как проектировать метробус, когда в Воронеже появится новый вид транспорта и как в городе решают проблему с электросамокатами. — В чем состоит главная проблема транспортной инфраструктуры Воронежа в настоящее время? — Проблему можно разделить на две части: это обычные остановки общественного транспорта и конечные остановки. Все, что касается конечных остановок, более сложная часть решения. В перестроечный период многие земельные участки ушли из муниципальной собственности, и сейчас стоит задача вернуть их там, где это возможно. Приведу пример: многие, наверное, знают старое здание Юго-Западной автостанции. Сейчас идут переговоры с департаментом имущественных и земельных отношений области о передаче участка и этого здания муниципалитету. Само здание аварийное, мы не планируем его использовать, но земельный участок интересен как раз для устройства одного из конечных остановочных пунктов. И локация удобная, и общественный туалет есть, которым могут пользоваться как водители автобусов, так и пассажиры. Работа идет, но она очень сложная. Что касается обычных остановок общественного транспорта, их в городе почти тысяча. Идет планомерная работа в двух направлениях: реконструкция остановок за счет бюджетных средств и обустройство за счет средств предпринимателей. В нашем городе много остановочных навесов, которые совмещены с НТО (нестационарными торговыми объектами). Который год уже идет работа по их обновлению, есть и требования к остановочным навесам, и НТО нового формата — так называемые «умные остановки». Существует план, в соответствии с которым по поручению главы Воронежа Вадима Кстенина мы модернизируем эту сферу. Около 85% остановок установлено в городе, работа продолжится в 2023 и 2024 годах. Все, что касается выполнения работ за счет бюджетных средств, мы делаем в рамках программ развития транспортной системы. На строительство и реконструкцию улично-дорожной сети выделяются деньги из дорожного фонда, в эти контракты мы закладываем замену остановочных комплексов. Ежегодно мы сдаем 20-30 таких объектов.
— Есть мнение, что львиная доля новых остановок — обслуживают интересы бизнеса, а не проживающих рядом людей. Что можете сказать по этому поводу? — Я думаю, что в этом вопросе интересы бизнеса и жителей города соединились воедино. Мы понимаем, что остановочные пункты — это точка притяжения людей, и поэтому, естественно, они интересны бизнесу. Остановки с большим трафиком, большой пешеходной и пассажирской активностью привлекают внимание коммерсантов, а мы в хорошем смысле этим пользуемся. Есть рабочая группа, которая обследует такие точки и принимает решение как по расположению остановочного павильона, который должен соответствовать всем требованиям, так и по компоновке с типовым архитектурным решением. Я думаю, что в нашем городе найден компромисс, который устраивает и жителей города, и коммерсантов, и власть. Мы не несем дополнительных бюджетных затрат на обустройство этих сооружений, а бизнес на этом зарабатывает. — «Антикарманы» — в плане реконструкции проспекта Революции они были предусмотрены. Почему сейчас их там нет? — Мы понимали, что готовится проект благоустройства проспекта Революции и решения по дороге проводили в соответствии с новым проектом. Однако ось дороги осталась старая. И когда по результатам проектирования и совместных встреч с жителями родился измененный облик проспекта с «антикарманами», работы по дороге уже были закончены, по всему проспекту Революции заменили бортовой камень. Чтобы повторно не тратить бюджетные средства на по сути одну и ту же работу, мы от этого решения отказались. Но это не значит, что на других объектах мы это не реализуем. — Где вы планируете реализовать эту идею? — На 2023 год документация уже «сверстана», торги прошли. Планы на следующий год пока на стадии разработки. Несколько вариантов есть, но пока без конкретики. — В 2022 году стартовал масштабный проект по асфальтированию частного сектора, и эта работа продолжается. Каким образом составляется список улиц? — Благодаря поддержке губернатора Александра Гусева и правительства Воронежской области у нас есть средства на трехлетнюю программу, есть контракты на 70 улиц частного сектора в этом году и на асфальтирование около 50 улиц в 2024 году. По компоновке — естественно, было много обращений, жалоб и заявлений, потому что к этой проблеме мы подходили по остаточному принципу: больше средств и внимания уделяли магистральным улицам. В частных случаях принимали решение совместно с депутатами: собирали все обращения от жителей и от депутатского корпуса, действующего по наказам избирателей. Затем на место выезжала комиссия и оценивала техническое состояние дороги и предстоящий объем работ. Понимая, что есть 1,5 млрд рублей на три года, мы расписали программу по всем улицам. Выбрали те, которыми пользуется большее количество жителей и где совсем не было твердого покрытия. — Еще одна боль нашего города — это электросамокаты. Нет выделенных полос, многие ездят по тротуарам и по проезжей части, бросают самокаты и загромождают проезды. Как мэрия города собирается регулировать этот вопрос? — Давно налажены взаимоотношения с операторами, которые присутствуют на этом рынке. Есть соглашение с одним из операторов, в рамках которого мы пытаемся выстраивать работу. У нас есть комиссионная группа, в которую входят сотрудники ГИБДД, сотрудники управления транспорта, управления дорожного хозяйства. На совещании в июне мы определим перечень мест, где будет запрещена парковка. Также есть перечень улиц, на которых мы решили по согласованию с оператором ограничить скорость движения. Мы договорились оперативно реагировать на случаи, когда пользователи бросают самокаты в местах, где нет парковки. Обсудили с оператором вариант, при котором невозможно закрыть сессию. В этом случае пользователь не сможет бросить свой самокат там, где ему вздумается. Я думаю, что в июне — начале июля это соглашение примет окончательный вид, и мы все-таки найдем компромисс, который позволит жителям города удобно пользоваться самокатами и при этом не мешать тем, кто предпочитает ходить пешком. — Недавно прошла информация, что в Воронеже появятся новые выделенные полосы для общественного транспорта. На каких дорогах они будут обустроены? Как в целом оцениваете эффект от этого инструмента? — Когда начиналась работа по выделенным полосам, все делалось на основе документации, которую разработало «РосдорНИИ». И у областных коллег, и у нас был контракт на разработку комплексной схемы организации дорожного движения, предусматривающей выделенные полосы. Мы начали с самых оживленных магистралей: Московский проспект, Плехановская, три моста, улица Степана Разина, улица 20-летия Октября. Это те транспортные артерии, которые наиболее загружены в часы пик. Тем, кто пользуется общественным транспортом, выделенные полосы позволяют в прогнозируемый срок доезжать от точки А до точки Б. Этот опыт применяют как во многих городах России, так и в зарубежных странах, поэтому мы пошли по этому пути. Что касается расширения, будем двигаться в соответствии с тем же документом, о котором я уже упоминал. В планах на следующий год — Ленинский проспект и улица Ворошилова. Сейчас мы детально прорабатываем схему. Думаю, в следующем году проект будет готов к реализации. — Если говорить о цифрах, как выделенные полосы повлияли на трафик? — Честно говоря, точной статистики никто не вел, но около 25-30% экономии времени — это точно. Есть наглядные примеры — те же мосты. Когда Северный мост «стоит» или движется очень медленно, маршрутные транспортные средства спокойно проезжают в рамках своего интервала. Это позволяет перевозчикам соблюдать график. — Метробус — когда горожанам ждать новый вид транспорта? — Когда компания «РосдорНИИ» разрабатывала документ, одним из требований в техническом задании был анализ нового вида транспорта: нужен он нашему городу или нет? А если нужен, то, каким он должен быть? По итогам этой работы мы поняли, что в Воронеже востребован вариант безрельсового транспорта, хотя изначально были варианты от метро и до трамвая. Мы остановились на варианте безрельсового транспорта в двух его разновидностях — метробус в чистом виде и метробус с подвижным составом в виде современных троллейбусов с автономным ходом. Эта работа должна быть увязана с проектированием улично-дорожной сети. В 2023 году мы начали реализовывать двухлетний контракт по строительству дублера Московского проспекта. По плану сначала будет разгружен трафик на Московском проспекте, что даст жителям города альтернативу по передвижению. Помимо этого, в 2023 году у нас запускается дорога Шишкова-Тимирязева. После реализации этих проектов можно будет говорить о метробусе. Сейчас мы готовим документацию и делаем техническое задание на проектирование. Вероятно, в этом году мы не будем проводить конкурсные процедуры, но в 2024 году вполне реально приступить к этой работе, потому что, как я уже сказал, контракт по первому этапу дублера Московского проспекта двухлетний, а его завершение планируется в 2025 году.
Кроме того, есть участок, который связывает Северный лес с Антоново-Овсеенко, по которому еще не проводились торги. Участок, который свяжет улицу Свободы с Кольцовской, тоже не «расторгован», но на него уже есть проектно-сметная документация. А на участок через Северный лес уже получено положительное заключение госэкспертизы. Думаю, что к 2025 году вполне реально завершить работы по дублеру и к этому моменту получить проектно-сметную документацию по метробусу. Как мы понимаем, затраты на этот проект будут весьма серьезные. — По оценкам на сегодня, во сколько обойдется проект? — Варианты разные, все зависит от количества подвижного состава. Был вариант с 77 единицами троллейбусов, с модернизацией электрохозяйства — это существующее депо и существующие тяговые подстанции, замена либо ремонт контактной сети и обновление подвижного состава. Подписано соглашение между правительством Воронежской области и компанией «Синара», которая является производителем троллейбусов. По договоренности с этой компанией уже к сентябрю 2023 года у нас будет проработанное техническое решение и понимание о возможности федеральной поддержки.
Объем средств на реализацию проекта может быть разным — от 20 до 30% всех затрат. Первый вариант — от 25 млрд рублей. Но я еще раз акцентирую внимание, что в этом проекте упор был сделан на восстановление электрохозяйства, чтобы в последующем можно было добавлять количество подвижного состава. Все-таки это более простая работа. Когда инфраструктура будет готова полностью, приобретения троллейбусов — уже меньшая проблема. — В апреле этого года была принята программа комплексного развития транспорта и инфраструктуры (ПКРТИ). Будет ли продолжение? — В этом году из глобального — подготовка к проектированию метробуса и мероприятия по реконструкции улично-дорожной сети, которые позволят разгрузить дороги. Помимо тех объектов, которые я уже упомянул, продолжается реконструкция Остужевской развязки. В этом году мы надеемся завершить второй этап с опережением почти на год. Напомню, что второй этап реконструкции развязки — это пересечение улиц Минская и Остужева. На этом участке мы планируем открыть движение осенью 2023 года. Также у нас подтверждено финансирование на последний, третий этап — участок от Северного моста до Остужевского кольца. Последний участок — самый объемный, он полностью соединит проект. У нас есть федеральные средства, но, к сожалению, только на 2024-2025 год. Сейчас договариваемся с федеральными властями по поводу переноса, чтобы у нас появилась возможность провести конкурсные процедуры раньше — в конце этого года. Но даже если этого не случится, в 2024 году мы приступим к реализации проекта. Нас ждет очень много работы именно по восстановлению дорожной инфраструктуры, которая позволит перейти к более масштабным проектам.
Подписывайтесь на РБК Черноземье: «ВКонтакте», Дзен, RuTube, Telegram.