Наталия Макаревич: «Главное в работе с горожанами — разъяснение»
Редакция РБК Черноземье подготовила интервью с главой Тамбова Наталией Макаревич по итогам горячей линии. С 27 апреля по 11 мая через специальную форму на сайте chr.rbc.ru в адрес мэра предварительно поступило более 150 вопросов от тамбовчан. Публикуем ответы на самые популярные из них.
Все вопросы, которые не вошли в интервью, были переданы в администрацию города. Редакция оставила за собой право снять отдельные обращения, к примеру, о поездке во Вьетнам. Поскольку соответствующие комментарии были уже ранее даны в других изданиях.
«Кризисная ситуация сложна тем, что приходится принимать форс-мажорные, экстраординарные решения»
— Наталия, расскажите, какие профилактические меры принимает администрация города для борьбы с распространением коронавирусной инфекции? На какую помощь могут рассчитывать тамбовчане?
— Самое основное — это комплексный подход к решению вопроса. Нельзя уделить внимание одному направлению и получить должный эффект. В городе проработан ряд мер: начиная с нахождения внутри помещения горожан, заканчивая взаимодействием с внешними факторами.
Для тамбовчан организована единая экстренная диспетчерская служба, где они могут получить исчерпывающую информацию по любому вопросу, не выходя из дома. На городском уровне совместно с номером 112 проработаны все виды поддержки, включая психологическую. ЕГЦДС осуществляет контроль за прибывшими в город из других регионов. Именно сюда можно позвонить и сообщить о том, где планируете проживать в Тамбове, в течение какого времени и отслеживать симптоматику.
Управляющие компании под строгим контролем производят дезинфекцию подъездов с применением хлорсодержащих средств. Если в том или ином помещении зарегистрирован случай коронавирусной инфекции и больной сопровождается в больницу — в обязательном порядке данное помещение дезинфицируется в особом режиме. Регулярно обрабатываются и все контейнерные площадки в жилых комплексах.
Что мы видим на улице? В городе дезинфицируют остановочные павильоны. Транспортные средства вне зависимости от того, относятся они к собственности города или к коммерческому предприятию также дезинфицируются. При этом водитель и кондуктор обязаны быть в масках. Дезинфекция проводится на начальном и конечном пункте, в промежутках между рейсами. Также дезинфицируются улицы вокруг больниц и поликлиник, дошкольных образовательных учреждений, парки и скверы. Предусмотрены особые меры контроля на всех предприятиях города, которые сейчас работают.
Кроме того, по постановлению главы администрации Тамбовской области все горожане должны находиться в транспортном средстве в масках и перчатках. Конечно, мы еще не привыкли к этим ограничениям — дискомфортно, сложно дышать, — но реалии сегодняшнего дня таковы, что эти правила позволяют заботиться не только о себе, а, в первую очередь, — о других. Проводим рейды, работаем с горожанами не кнутом, а разъяснением. Есть, конечно, и прецеденты по привлечению к административной ответственности, но это особые случаи.
— Какой объем средств выделен из городского бюджета на борьбу с коронавирусом?
— Сегодня каждый рубль в бюджете города на учете. Все эти средства изыскивались дополнительно из источников, которые были изначально у города. Мы поджали все свои расходы для того, чтобы иметь возможность в сложном социально-экономическом положении не только для города, но для всей страны в целом, найти возможность акцентировать внимание на главном. Для нас важно здоровье и жизнь горожан. Поэтому приходилось принимать очень сложные решения, от многого отказываться, что планировали. Наверное, кризисная ситуация сложна тем, что приходится принимать форс-мажорные, экстраординарные решения. Вместе с тем, благодаря таким решениям, по количеству выявленных случаев Covid на 100 тыс. населения город находится на 20-м месте в регионе.
— В Тамбове, как и по всей стране, введены ограничительные меры. Как это отразилось на работе бизнеса? Какие меры поддержки предусмотрены для предпринимателей в текущих реалиях?
— Губернатором Александром Никитиным изначально принято очень мудрое решение — работают практически все крупные промышленные предприятия в регионе, сфера услуг, в которой задействовано большое количество малого и среднего предпринимательства.
Что касается компетенции горадминистрации, то на уровне муниципалитета можем предоставить льготы по аренде имущества и земли, которые находятся в муниципальной собственности. В конце апреля приняли постановление об отсрочке по арендным платежам за использование муниципального имущества за апрель, май, июнь. Причем без начисления финансовых санкций до 31 декабря 2021 года. Также предоставляем льготы и по аренде земельных участков. Работает практически с каждым предпринимателем в режиме непосредственного взаимодействия. Предпринимательское сообщество имеет право на индивидуальный подход, чем мы и занимаемся.
— Как тамбовские предприниматели адаптировались к переменам из-за кризиса?
— Совместно с бизнесом организовали не только поставку в поликлинические учреждения медицинских костюмов, которые на тот момент были дефицитом в стране, а договорились об их производстве в соответствии с требованиями и стандартами Минздрава. Так, Котовский завод нетканых материалов произвел данные костюмы. Тамбовский завод Комсомолец и Тамбовский вагоноремонтный завод — это предприятия, которые выкупили и подарили эти костюмы медикам. Фирма «Жупиков» предоставила маски в больницы города.
В начале эпидемии были проблемы с дезинфекторами и масками. Организовали производство на территории города. К этому активно подключились местные ателье. Сырьем нам также помогли региональные производители. Они поставили материал с 50% скидкой для того, чтобы мы могли снабдить муниципальную аптеку № 3 доступной по цене продукцией. Потом бизнес сориентировался: начали отшивать и распространять маски в торговых объектах.
— Можете ли обозначить, как в целом выстраивалась работа горадминистрации с бизнесом до пандемии?
— У нас сложились очень тесные контакты с руководителями производственных предприятий из различных сфер бизнеса на территории города. Подписано соглашение с Ассоциацией промышленников и предпринимателей о взаимодействии. Этот документ предусматривает сотрудничество бизнес-сообщества с муниципалитетом по многим направлениям деятельности. Сегодня бизнес имеет право на льготы, предусмотренные как на территории города, так и на территории региона. Очень тесно взаимодействуем по признанию инвестиционных проектов приоритетными. Промышленники и предприниматели активно участвуют в решении социально-экономических вопросов в жизни города. Вне рамок пандемии соглашение давало экономический эффект и результаты для обеих сторон.
«Надо строить и реконструировать, а не работать только с аварийными ситуациями»
— В Тамбове, как и во всей стране, не первый год реализуется национальный проект «Безопасные и качественные автомобильные дороги». В его рамках строятся и ремонтируются, в основном, магистральные дороги. Есть ли планы по ремонту периферийных дорог в рамках других программ, например, улицы Тулиновская?
— Очень здорово, что именно по этой улице у вас дошли обращения горожан. Могу сказать, что улица Тулиновская в этом году однозначно будет ремонтироваться с пешеходными переходами, со светофорным регулированием, с тротуарами — это большое достижение. Последний раз ее делали в 1986 году. В будущем также будем акцентировать внимание на периферийных дорогах. В этом году будут отремонтированы и реконструированы более 35 км дорог в городе. В соответствии с контрактами ремонт должен быть завершен до конца ноября. Однако перед подрядчиками стоит задача до 1 сентября закончить большую часть всех ремонтных работ без ущерба для качества.
— Как Вы считаете, какие городские проблемы требуют первоочередного решения?
— Моя бабушка говорила: «На руке 5 пальцев, они все разные, но какой не укуси — больно». Так и в городском хозяйстве и жизнедеятельности города. Если смотреть поступательно, самая основная задача — сделать город комфортным для горожан. Вышел человек из дома, должен быть чистый, красивый подъезд. Внутри квартиры — тепло, светло, должна быть горячая и холодная вода. Это все инженерная инфраструктура, которая изношена как минимум на 80%. Сейчас мы взаимодействуем с ресурсопоставщиками по разработке инвестиционной программы для города. Надо строить и реконструировать, а не работать только с аварийными ситуациями. Естественно, все решения приходится принимать при ограниченном бюджете.
— Многих тамбовчан интересует судьба троллейбусного парка. Какие перспективы ожидают тамбовский троллейбус?
— Сегодня это нерентабельный транспорт. Пока судьба его не решена. Сейчас самая главная задача — обеспечивать бесперебойную, соответствующую всем санитарным нормам перевозку горожан. Держим руку на пульсе, в первую очередь, в отношении стабильного обеспечения транспортными услугами.
— Тамбовчане не равнодушны к истории города. Многие из них отмечают, что Тамбов в дореволюционной России был губернским центром. Это отразилось на его архитектурном облике. Город не пострадал во время Великой Отечественной войны, и ему в наследство достался исторический центр, который мог бы стать достоянием города и туристическим объектом. Есть ли у администрации Тамбова план сохранения исторического наследия облцентра, например здания Гостиного двора (бывший ГУМ), домов 68 и 70 по улице Советской и других объектов на улице Коммунальной?
— Проблема сложная, совместно с гордумой рассматриваем вопрос о совершенствовании правовой базы в части объектов культурного наследия муниципалитета. Сегодня в приоритете охранные обязательства, данные объекты должны быть сохранены в их первозданном виде. На последнем заседании гордумы мы вышли с предложением по реализации трех нежилых объектов культурного наследия с определенными охранными обязательствами. Это не значит, что мы их просто продаем, наоборот, предлагаем вложить денежные средства на реконструкцию этих объектов. Отмечу, что охранные обязательства жесткие и предусматривают уголовную ответственность. Сомнений в том, что эти памятники будут сохранены, у нас нет.
— В одном из интервью Вы сказали, что Вы эмоциональный человек. Расскажите, как Вам удается найти баланс между эмоциями и рациональным подходом?
— Эмоции не всегда руководят логикой и мозгом. Отсутствие эмоций, на мой взгляд, это признак равнодушия. Каждый болеющий и переживающий за свое дело руководитель обязательно эмоционирует. Все, что касается рациональных и хладнокровных решений — это мозг, все, что касается эмоций — это сердце и душа. Когда все эти три составляющие работают в одном направлении, получается самый достойный результат. Эмоции добавляют вкус к работе. Поэтому, да, я эмоциональная, но принимать рациональные решения умею.