Екатеринбург, 01 окт 2018, 13:26

На Урале «бум» заявок на регистрацию бренда

Более 400 предпринимателей из Екатеринбурга решили защитить торговую марку
С января 2018 года более 400 екатеринбургских предпринимателей обратились в Роспатент для регистрации товарного знака — некоторые из них делали это неоднократно: всего за прошедшие 9 месяцев подано свыше 600 заявок.
Читать в полной версии
Фото: Дмитрий Горчаков, 66.RU
Фото: Дмитрий Горчаков, 66.RU

Среди них преобладают представители сфер продаж, услуг и ресторанного бизнеса — порядка 60% от общего числа. Регистрацию товарного знака начали «Уральские авиалинии», «УК «Кристалл» (сеть магазинов «Золотое яблоко»), ООО «Владимир» (салоны красоты Владимира Мотчаного), «УГМК-Здоровье» и другие. Некоторые компании продлевают регистрацию уже запатентованных товарных знаков — «ЕЖК Провансаль», «Ситидок», A USHATAVA. Около трети заявок предполагают регистрацию на физическое лицо.

«Сейчас мы собираемся начать выпускать собственную продукцию и продавать франшизы в другие города, страны СНГ, возможно, даже в Китай. Поэтому и приняли такое решение», — объяснил Владимир Мотчаный, владелец сети салонов красоты. Предприниматель отметил, что не думал о регистрации товарного знака, пока у бизнеса не появились перспективы федерального уровня.

В августе этого года «Уральские авиалинии» подали 11 заявок на регистрацию товарных знаков. В пресс-службе компании эту ситуацию назвали «рядовой процедурой». «Для части товарных знаков нужно продлить срок действия патентов, другие — это логотип для китайского офиса авиакомпании, логотип программы лояльности «Крылья», а также несколько вариантов написания логотипа «Уральских авиалиний», которые используются для разных типов рекламы», — сообщили там. Также в пресс-службе добавили, что решили запатентовать все используемые виды написания логотипа компании, несмотря на отсутствие прецедентов нарушения авторских прав.

Старший партнер «Интеллект-С» Максим Лабзин в разговоре с РБК Екатеринбург указал, что причиной активной регистрации товарных знаков могут быть позитивные изменения региональной бизнес-среды. «Товарные знаки, скорее, относятся к сферам малого и среднего бизнеса, которые направлены на массового потребителя. Предприниматели этого уровня заинтересованы защитить множество своих продуктов от подражания», — объяснил он. Лабзин также рассказал, что сейчас судебные процессы о защите товарных знаков часто окупаются компенсациями судебных расходов, поэтому число таких споров в стране увеличилось.

Старший партнер «ВМ-право и Консалтинг» Вячеслав Шушарин видит несколько причин для регистрации товарного знака. Основная из них — желание защитить свой бренд или продукт, а конкретнее — свои финансовые вложения в него. «Также товарный знак может регистрироваться для последующей передачи права его использования по лицензионному соглашению. Например, это распространено в бизнесе, связанном с продажей франшизы партнерам», — рассказал он.

Третьим возможным случаем Шушарин назвал истории, когда конкуренты пытаются зарегистрировать востребованное у потребителей наименование. «Такие споры часто становятся предметом судебных разбирательств», — добавил он. Шушарин также отметил, что сейчас предприниматель подает заявки в Роспатент на этапе запуска бизнеса, а не когда он уже достаточно развит и приносит доход.

В официальном отчете Роспатента за 2017 год говорится, что уральская доля заявок на регистрацию товарного знака от общего числа составляла всего 4% против 55% центрального региона. Тем не менее на Урале отмечен 8%-й рост заявок на регистрацию программ для электронных вычислительных машин, баз данных, топологий интегральных микросхем, несмотря на их снижение по всем остальным федеральным округам.

В прошлом году за 12 месяцев в Свердловской области подали порядка 945 заявок. Из них 472 — на изобретения. Из-за кризиса в 2014-2015 годах рост заявок за четыре года, с 2013 по 2017, составил всего 13,2%. Тем не менее с 2016 года по 2017-й поступление заявок увеличилось на 13,5%. По данным Ростпатента, по международной процедуре поступление увеличилось на 21,6%, при этом количественный рост заявок, поданных российскими заявителями, остается весьма внушительным.