Екатеринбург, 02 июн 2015, 07:34

«Проявите настойчивость». 4 антикризисных совета от промышленников и предпринимателей Екатеринбурга

Пока губернатор Евгений Куйвашев просил уральских работодателей повышать зарплату на предприятиях, в кулуарах годового собрания СОСПП мы спросили у бизнесменов о главном: как выжить в кризис.
Читать в полной версии
Фото: Сергей Логинов для «РБК-Екатеринбург»

Свердловский областной союз промышленников и предпринимателей (СОСПП) - это крупнейшее объединение работодателей региона, клуб по интересам, в который вошли все самые влиятельные бизнесмены всех отраслей: от тяжелой промышленности до продуктового ритейла. На годовом собрании они слушали, как губернатор со сцены рекомендует поднимать зарплаты, а зам. министра экономического развития РФ советует налаживать связи с азиатскими странами.

Но в кулуарах больше говорили о прикладных проблемах: о том, как повысить прибыль и сократить издержки. Очередной экономический кризис, как отметил председатель Союза, собственник ТМК и Группы «Синара» Дмитрий Пумпянский, «еще не идет на спад». И мы спрашивали: что делать, чтобы выжить? Получили четыре очень разных совета. Г-н Пумпянский в ответ сказал, что «выживать бизнесу, к сожалению, придется по одиночке». Но несколько общих принципов перечислил.

Дмитрий Пумпянский, председатель совета директоров Трубной металлургической компании и Группы «Синара»: «Проявите настойчивость. Самое главное сейчас - дорожить своими заказчиками и покупателями. Потому что только они могут принести вам прибыль. Делайте все возможное, чтобы их удержать. Если же у вас все-таки возникли трудности и вы не можете восстановить объемы реализации, снижайте себестоимость, режьте все, что можно. К инвестициям подходите осторожно. Не набирайте кредитов. Ищите выходы в фонды поддержки предпринимателей, старайтесь участвовать в государственных программах».

И задумайтесь над тем, где вы еще можете заработать, но до сих пор не зарабатываете, добавил глава «Уральских авиалиний».

Сергей Скуратов, генеральный директор авиакомпании «Уральские авиалинии»: «Если говорить об авиации, то сегодня нельзя просто тупо продавать билеты. Этих доходов явно недостаточно для эффективного функционирования и развития компании. Необходимо зарабатывать вокруг продажи билетов: это сайт, какое-то питание, какие-то продажи на борту и масса, масса, масса других услуг. Нужны новые идеи вообще в системе продаж. Этим надо заниматься, потому что продают все, но выживают не все. Многие говорят, что основной бич авиации - кредитные ресурсы. Не знаю. У нас, например, их размер в 2015 году не увеличился, только их цена. А если перевести в доллары - значительно уменьшился. Более 50% перевозок «Уральских авиалиний» номинированы в валюте или привязаны к ней. Этого достаточно, чтобы обеспечивать лизинговые платежи».

С его мнением частично согласен директор «БКС Ультима Екатеринбург» Виктор Долженко. Он полагает, что на быстрое восстановление стоимости экспортных товаров, на которых держится экономика страны, в этот раз всерьез рассчитывать не стоит. И выхода два: ронять курс национальной валюты либо наращивать эффективность, производительность, глобальную конкурентоспособность каждой российской компании. Тот, кому это не удастся, вылетит из игры.

Виктор Долженко, директор «БКС Ультима Екатеринбург»: «Самая опасная для бизнеса позиция сейчас - это «У нас все хорошо». Тот, кто так считает и не готов к переоценке собственных позиций на рынке, разорится. Переоценены будут целые отрасли. Предыдущие спады в экономике мы переживали относительно легко: цены на экспортные товары через какое-то время шли вверх, в страну возвращались деньги, и все снова становилось, как раньше. В этот раз ничего подобного не будет. Для наемных сотрудников это означает, что им придется работать больше и лучше за те же деньги. Собственникам компаний придется смириться, что себестоимость их товаров будет расти, а клиенты будут готовы тратить всё меньше денег. Во всех отраслях мы увидим локальные битвы и глобальные войны за клиентов. Для кого-то - без шансов на победу».

Еще менее оптимистичен строитель офисников, руководитель Гильдии управляющих и девелоперов в Екатеринбурге Андрей Бриль. По его словам, спад в экономике (особенно - в секторе малого и среднего бизнеса) связан преимущественно с отсутствием на финансовом рынке «длинных» заемных денег. Выплаты по краткосрочным кредитам, объясняет он, предприниматели вынуждены закладывать в конечную стоимость своего товара, теряя конкурентоспособные ценники и, в конечном итоге сокращая спрос на собственную продукцию.

Андрей Бриль, руководитель Гильдии управляющих и девелоперов в Екатеринбурге: «До осени 2008 года деньги в экономику давали, можно было прокредитоваться и был рост. Сейчас рынок не растет на десятки процентов в год. И дело не в величине процентной ставки, а исключительно в длине кредита. Хотя понятно, что выше 15% - это запретительная ставка для большинства видов деятельности. У нас нет оптимизма. Единственный выход - вернуть деньги, которые правительство страны вывезло и вложило в финансовые инструменты западных стран, в том числе и США. Если этого не сделать, не создать суверенную финансовую систему, все остальное - это вопрос, какие цветы стоят у постели тяжелобольного: розы или гладиолусы».

Pro
Хоронить холодные звонки рано: что говорить, чтобы быть услышанным
Pro
Бизнес среднего возраста: 4 причины открыть свое дело после 40 лет
Pro
Акции каких российских IT-компаний недооценены рынком
Pro
Таможня КНР не пускает ваш груз: что вы не учли, заказывая товар в Китае
Pro
Мошенники на удаленке: как не потерять деньги при работе с внештатником
Pro
Почему две трети иностранных компаний не торопятся уходить из России
Pro
Бизнес все больше полагается на ИИ в вопросах найма. Чем заменяют эйчаров
Pro
«Снова вырастут цены». Эйчары назвали отрасль с рекордным дефицитом людей