Екатеринбург, 05 апр 2021, 11:34

Десятки компаний предложат свои площадки под карбоновые полигоны на Урале

В Свердловской области десятки компаний пытаются зайти в проект создания карбоновых полигонов и ферм. Владельцы земель рассчитывают получить федеральное финансирование на оборудование либо продавать квоты на выбросы.
Читать в полной версии
(Фото: ctrl2go.com)

Вероятной площадкой первого карбонового полигона на Среднем Урале называют Коуровскую обсерваторию, которая принадлежит Уральскому федеральному университету. Однако решение не принято — участок будет определен в ходе конкурса.

Карбоновые полигоны (от англ. carbon — углерод) — земельные участки, где будут разрабатывать и испытывать технологии контроля за выработкой и поглощением парниковых газов, а также изучать скорость фотосинтеза разных растений.

Тема карбоновых полигонов звучит в российской повестке с 2019 года, когда страна присоединилась к Парижскому соглашению по борьбе с изменениями климата. К 2022 году Евросоюз планирует ввести углеродный налог для импортных товаров, производство которых сопровождается выбросом парниковых газов. У всех ввозимых товаров должен быть рассчитан так называемый углеродный след. Это совокупность выбросов на протяжении всего жизненного цикла продукции — от добычи сырья до транспортировки, измеряется он в тоннах СО2-эквивалента. Ожидается, что в 2021 году будет определен механизм расчета нового налога.

Новую норму называют механизмом управления конкуренцией и барьером для поставщиков в страны ЕС. По разным оценкам, общая сумма налога для поставщиков из России может достигать 2 — 6,5 млрд евро в год. По данным аудиторской компании KPMG, наибольшие потери от нового налога грозят предприятиям, которые экспортируют цветные металлы, природный газ и медь.

Первые семь пилотных полигонов появятся в Свердловской, Калужской, Тюменской, Калининградской, Новосибирской областях, Краснодарском крае и Чеченской Республике. Перечень был утвержден приказом Минобрнауки РФ в начале февраля 2021 года. Всего в России планируют создать 80 карбоновых полигонов.

Если полигоны — больше исследовательский проект, то карбоновые фермы — исключительно коммерческий. Фермы — это густо засаженные участки, где растения поглощают углекислый и прочие парниковые газы в больших объемах. Владелец земли должен получить аттестацию и после этого может продавать компенсационные квоты — ценные бумаги с номиналом в тоннах утилизированного СО2, которые освобождают импортера от уплаты углеродного налога. Причем подходят для такой фермы почти любые участки, в том числе промышленные отвалы. По оценкам экономистов, это очень капиталоемкий рынок, «вторая нефть». Эмиссионные квоты продаются на фондовом рынке. В конце 2020 года они торговались по цене 32,03 евро за тонну. По данным агентства Reuters, в 2018 году объем мирового рынка углеродных квот составил 164 млрд долларов.

«Претендентов огромное количество, особенно на фермы — это же деньги из воздуха делать. Какую сумму выделят из федерального бюджета на полигоны — пока не известно. Главное — оборудование, а это сотни миллионов рублей. У обсерватории оно есть, но подходит только для научных целей. Здесь нужно другое. Вообще любые участки могут рассматриваться, но очевидно, что необходима инфраструктура: подъезды к участку, чтобы не в тайге стоял полигон, электричество, то есть автономное питание, плюс охрана», — рассказал источник, знакомый с ходом реализации проекта в Свердловской области.

Он добавил, что по условиям полигон должен быть открыт для посещения в научных, образовательных и просветительских целях.

По словам собеседника издания, о своих намерениях зайти в проект уже заявила особая экономическая зона «Титановая долина». Также могут претендовать на него биостанция УрФУ на Сибирском тракте площадью 10 га, Ботанический сад Уральского государственного лесотехнического университета (УГЛТУ), Ботанический сад УрО РАН, расположенный в Ботаническом микрорайоне Екатеринбурга, все заповедники, природные парки и просто свободные участки. Но все зависит от цели мониторинга, пояснил эксперт.

«Коуровка, биостанция находятся за городом, причем с подветренной стороны. То есть роза ветров так расположена, что все выбросы из города в другую сторону несет. А если цель — понять, как то или иное предприятие загрязняет атмосферу, то надо рядом с ним строить полигон», — отметил источник.

В «Титановой долине» подтвердили свой интерес к проекту. Но отметили, что карбоновый полигон сможет разместиться на землях площадки при наличии инвестора — для получения статуса резидента ОЭЗ необходим бизнес-план, предусматривающий капитальные вложения в размере не менее 120 млн рублей, из них 40 млн рублей должны быть выделены в первые три года.

«Управляющей компанией ОЭЗ рассматриваются проекты не только в традиционных для нашего региона отраслях, но и в новых, включая направленные на реализацию карбоновой программы. В настоящий момент максимально подходящей площадкой для подобных проектов является «Верхняя Салда», которая обладает достаточными площадями и готовой инженерной инфраструктурой», — сообщили в пресс-службе «Титановой долины».

Как уточнил представитель инвестплощадки, на территории ОЭЗ нет лесов и подлеска — участки подготовлены для строительства производственных предприятий.

Однако пока на уровне региона ни у кого нет понимания, как именно будет реализована карбоновая программа, поскольку ее параметры пока не определило федеральное правительство. Согласно дорожной карте, утвержденной приказом Минобрнауки, еще к 10 марта планировалось подготовить типовую программу создания и функционирования карбоновых полигонов, определить ключевые показатели их эффективности, критерии включения в проект новых участников. Экспертный совет должен был сформулировать предложения по привлечению частных инвестиций на создание и работу карбоновых полигонов. Но этого до сих пор не сделано, поэтому и сроки следующих задач также сдвинулись.

Так, до 31 марта организации, участвующие в создании полигонов (в Свердловской области это УрФУ) должны были направить в министерство свои предложения по вариантам площадок. А создать полигоны планировалось уже к 15 апреля. 1 декабря — установленный срок открытия расчетного центра, который будет обрабатывать все собранные на полигонах данные.

«Нам объяснили, что у нас будет месяц, чтобы вместе с федеральными коллегами разобраться в дорожной карте. Там трудность в чем: эти семь пилотных территорий на самом деле сильно разные по природным условиям, подходам. И одно из условий — полигоны должны обладать индивидуальными особенностями. Поэтому они не могут сформулировать типовые требования для этих проектов», — рассказал источник.

Как рассказал на круглом столе Свердловского областного союза промышленников и предпринимателей проректор Уральского федерального университета Александр Германенко, для реализации проекта планируется создать консорциум, в который помимо УрФУ войдут несколько профильных институтов УрО РАН, Ботанический сад УрО РАН, УГЛТУ, природные парки и заповедники.

Финансовая модель создания полигонов также не определена. В СМИ ранее сообщалось, что на площадку в Чечне будут выделены средства федерального бюджета, однако сумма не называлась. Между тем в компании Ctrl2GO, которая создает карбоновый полигон в калужском национальном парке «Угра», заявили, что не получали бюджетное финансирование.

«Мы не зарабатываем на этом. Это наш вклад в создание национальной системы подсчета углеродного баланса. Собственные инвестиции Ctrl2GO в полигон в Калужской области составили около 300 млн рублей. Средства пошли на оборудование, создание инфраструктуры, проведение исследований, создание цифровой копии полигона. Экономику будущих проектов только предстоит просчитать, и затраты на последующие полигоны могут быть меньше, прототип технологии позволяет тиражировать ее на любых территориях. Если Екатеринбург заинтересован в этой технологии, мы готовы к такому сотрудничеству», — прокомментировал генеральный директор группы Ctrl2GO Алексей Белинский.

Как компания планирует окупить вложения, он отказался ответить. 

Отметим, 9 марта глава Минобрнауки Валерий Фальков на встрече с президентом Владимиром Путиным назвал группу «Синара» в числе компаний, которые «готовы вложиться» в карбоновые полигоны.

В группе пока отказались озвучивать планы «Синары» и «Трубной металлургической компании» (также принадлежит Дмитрию Пумпянскому) по карбоновой программе.

«Компании намерены способствовать дальнейшей реализации проекта, но в настоящее время говорить о его финансовой составляющей и конкретных участках преждевременно», — уточнили в пресс-службе.

Pro
Дважды в день необязательно: как правильно чистить в зубы
Pro
Ребрендинг Jaguar и шаблонное извинение Boeing: PR-провалы 2024 года
Pro
Мы «сидим в смартфоне» два месяца в году: как сохранить продуктивность
Pro
Нерезидент с бизнесом в России: можно ли избежать проблем с налоговой
Pro
Запретить и заплатить: как еще бизнесу защитить право на свои разработки
Pro
Лицо «нового мира»: что предсказывает на 2025 год обложка The Economist
Pro
У заядлых читателей особенный мозг. Вот о чем говорит новое исследование
Pro
Лондонский исход. Почему британские компании массово бегут на биржи США