Екатеринбург, 10 мая 2016, 16:03

Уральские поставщики медицинского оборудования просят госгарантий

Свердловские производители лекарств и медицинского оборудования готовы заняться импортозамещением, если государство даст им преференции. Для одних это – гарантированный сбыт, для других – льготы особой экономической зоны.
Читать в полной версии
Фото: Сергей Логинов для РБК-Екатеринбург

Импортозамещение в России подразумевает локализацию иностранных производств и собственные разработки отечественных заводов, не уступающие мировым аналогам. Помня об этом, СОСПП собрал на круглый стол местных чиновников, представителей западных фирм и промышленников, выпускающих медицинское оборудование и лекарственные препараты, чтобы выяснить, готовы ли они заменить своей импорт в объеме, предусмотренном Минпромторга РФ. А если нет, то на какую помощь рассчитывают.

Начали со статистики. По официальным данным, за прошлый год выручка уральских производителей медтехники увеличилось почти вдвое. В 2014 г. они заработали 67 млн руб., а в 2015 г. — 120 млн руб. (общие затраты на медтехнику сократились с 609 до 287 млн руб., а доля российских предприятий выросла со 153 до 232 млн руб.). По мнению Павла Шуталева, директора ГКУ СО «Финансово-хозяйственное управление», инвесторы начали проявлять интерес к сфере здравоохранения, прежде всего, к производству расходных материалов.

Галина Деменева, директор по работе с резидентами ОЭЗ «Титановая долина».

По словам Галины Деменевой, директора по работе с резидентами ОЭЗ «Титановая долина», в этом году в особой экономической зоне появится производство титановых компонентов для медицинских нужд. Инвестор — компания «Зибус» — вложит в проект 136 млн руб. Еще два предприятия, тоже выпускающие медицинские изделия, сейчас ведут переговоры с руководством «Титановой долины».

— Все новые инвесторы — из Свердловской области, — пояснила г-жа Деменева. — Место для производств они выбрали из прагматических соображений — преференции, которые мы предоставляем резидентам ОЭЗ, заметно облегчают им жизнь в отсутствие дешевых длинных денег. Так, если компания устанавливает зарубежное оборудование, ее освобождают от ввозного НДС и пошлины. Имеет значение и то, что цены на воду, газ и электричество несопоставимо ниже, чем на любой промплощадке в Екатеринбурге.

Александр Петров, председатель совета директоров завода «Медсинтез».

Собравшиеся отметили: примеров локализации производства иностранными компаниями, работающими в здравоохранении, становится все больше. Почти все крупные производители лекарственных препаратов либо уже построили свои заводы в России, либо занимаются этим сегодня. Минимизируя риски, некоторые из них предпочитают работать с российским предприятием-партнером. В частности, таким путем пошла немецкая компания Bayer, выпускающая растворы антибиотиков на новоуральском заводе «Медсинтез». Александр Петров, председатель совета директоров «Медсинтеза», участвовавший в дискуссии, считает, что правительство страны вправе требовать большей инвестиционной активности от западных компаний, которые успели заработать на российском рынке в девяностые и нулевые.

Скептики с ним не согласились. Юрий Казанцев, гендиректор завода «Вектор-МС», выпускающего кардиостимуляторы, заявил, что примеры успешной локализации — скорее исключение, и этому есть причины. По словам глав российских подразделений иностранных фирм, камнем преткновения стал расчет адвалорной доли (доля добавленной стоимости российского производства по отношению к общей стоимости продукта — прим ред.) и высокие таможенные пошлины на импортные комплектующие.

Алексей Бурухин, директор по развитию бизнеса Урал GE Healthcare.

Затруднения компании General Electric, связанные с поисками российских поставщиков комплектующих, объяснил собравшимся Алексей Бурухин, директор по развитию бизнеса Урал GE Healthcare. По его словам, у General Electric в стране большие планы. С 2011 по 2014 гг. ее российское предприятие собрало и установило в медучреждениях страны 170 компьютерных томографов и 140 аппаратов УЗИ. Задача текущего момента — внедрить четыре новые единицы — три УЗИ и ПЭТ-сканер. Сделать это непросто.

— Чтобы товар считался российским, адвалорная доля должна составлять не менее 50%, — отметил г-н Бурухин. — Однако, несмотря на все наши усилия по увеличению российского контента, это условие трудновыполнимо. Сейчас мы договариваемся с Минпромторгом РФ о специальном инвестиционном контракте, предусматривающем уменьшение адвалорной доли на первом этапе, чтобы затем постепенно ее увеличивать.

Сейчас, по словам г-на Бурухина, доля локализации не превышает 30%.

Анатолий Клименков, директор по стратегическим вопросам Johnson&Johnson Diabetes Care Companies.

Комментируя слова коллеги, Анатолий Клименков, директор по стратегическим вопросам Johnson&Johnson Diabetes Care Companies, высказался более определенно:

— Я не верю, что иностранные компании смогут локализовать в России свои томографы в том объеме, в котором хочет руководство здравоохранения страны.

Задача Johnson&Johnson в этом смысле проще — с 2015 г. компания выпускает в России тест-полоски для контроля уровня глюкозы на мощностях предприятия «Фармстандарт-УфаВИТА». Однако, как заметил г-н Клименков, помимо призывов к локализции государство ничем не помогает, а «хотелось бы уже пряников».

Другие участники беседы тоже заверили, что не откажутся от государственной помощи. Одни называли пряниками субсидии, другие — гарантированный сбыт, третьи — маркетинговую поддержку.

Сергей Чеканов, главврач ГБУЗ СО «Областная станция переливания крови».

По словам Сергей Чеканова, главврача ГБУЗ СО «Областная станция переливания крови», его служба могла бы в пять раз увеличить переработку плазмы крови, освоить препараты, которые сегодня импортируются, и ежегодно экономить 2 млрд руб. Для этого нужно перевооружить промплощадки в Екатеринбурге и Первоуральске, на что у бюджетного учреждения нет денег. Единственная надежда — попасть в государственную программу модернизации. Список технологического оборудования, которого ГБУЗ недостает, г-н Чеканов огласил в надежде, что свердловские производители медтехники согласятся его изготовить.

— Старое оборудование надо менять, — согласился с ним Владимир Семенов, зампредседателя комитета СОСПП по промышленности. — Но захочет ли Минпромторг финансировать?

Андрей Калетин, гендиректор «Завода ЭМА».

Вопрос был скорее философским. Промышленников больше интересовали деньги, которые гипотетический потребитель может отдать за их продукцию. По словам Андрея Калетина, гендиректора «Завода ЭМА», 70% хирургических светильников, которые выпускает его предприятие, приходится отправлять на экспорт — спроса в стране они не находят. Юрий Казанцев добавил, что его кардиостимуляторы, превосходящие качеством импортные, российские больницы приобретают через раз. И оба сошлись во мнении, что продажи медицинских изделий зависят от хороших отношений с руководителями ЛПУ.

— Суть импортозамещения — в том, чтобы покупать у отечественного производителя, — пояснил г-н Калетин. — Если мы не можем прописать это в законе, давайте запретим больницам работать с иностранными поставщиками.

Резюмируя сказанное, Геннадий Кобылинский, представлявший «Уральский электрохимкомбинат», который планирует выйти на рынок медоборудования, предложил вернуть госзаказ и распределительную систему. Возражений не последовало, если не считать реплики Сергея Чурсина, президента ассоциации «Уральский приборостроительный кластер» (объединяет 30 предприятий). Г-н Чурсин заметил, что у участников кластера есть все необходимое — и производственная база, и новые технологии, и обученные люди. Единственное, в чем нуждается кластер — в перечне продукции, востребованной больницами.

Сергей Чурсин, президент ассоциации «Уральский приборостроительный кластер».

— Мощности не загружены, — пояснил он. — Мы готовы работать. Давайте садиться и обсуждать.

Александр Петров, слушавший Сергея Чурсина с некоторым недоумением, заметил, что предприятия «Уральского биомедицинского кластера», которые тоже неплохо оснащены, не спрашивают, что им производить, а сами ищут работу, изучая заявки, поданные на конкурсы заказчиками.

— Звезд с неба мы не хватаем, — признался он, — но увеличиваем производство на 10% в год. Продукция кластера востребована — врачи ее знают.

Первым нашел ответ Владимир Семенов.

— Не надо пудрить мозги, — предупредил он г-на Петрова. — Я знаю вашу историю — вы выезжаете на серьезнейшем лоббировании.

Пояснять свою мысль он не стал. Подводя черту, зампредседателя комитета СОСПП заметил, что между властью, производителями и врачами (которые лучше других знают, что производить) нет обмена информацией. Чтобы его наладить, он предложил сформировать по итогам встречи рабочую группу, которая найдет способ увязать интересы производителей и потребителей.

А потом двигаться дальше.

Pro
Венчурный рынок России замкнулся на себя: к чему это привело и что дальше
Pro
Накрутка опыта: как соискатели обманывают будущего работодателя
Pro
Что такое «мусорная» ДНК и почему она не так бесполезна, как кажется
Pro
Почему Тим Кук стал фаворитом Трампа и чем это полезно Apple
Pro
Как борьба с рабством и идеалы зумеров подкосили рынок люкса
Pro
Чем онлайн-кинотеатры заменили голливудское и европейское кино
Pro
Почему руководители теряют авторитет в глазах подчиненных
Pro
«Лгала почти обо всем». Как обманула инвесторов учительница из США