Екатеринбург, 10 дек 2020, 11:08

В Свердловской области тендер-рейдеры сорвали госконтракты на ₽650 млн

Региональный кабмин ждет принятия поправок в закон о госзакупках
Читать в полной версии
Фото: Григорий Постников/ РБК Екатеринбург

С начала 2020 года правительство Свердловской области и подведомственные ему структуры расторгли контракты с подрядчиками на 656 млн рублей. Такие данные предоставил РБК Екатеринбург региональный департамент госзакупок по состоянию на 24 ноября. По информации ведомства, оказалось сорвано исполнение 847 заказов. Это 6% от всех договоров госзаказчиков, заключенных в этот период. На них приходится 2% общей стоимости сделок. За выполненные работы по этим контрактам контрагентам выплатили 460 млн рублей.

Согласно статистике, в 97% случаев сделки расторгаются по соглашению сторон. Остальные 3% – договоры, которые разрывают в одностороннем порядке. Если это сделал заказчик, он может добиться включения контрагента в федеральный реестр недобросовестных поставщиков. За последние три года (2018-2020) по жалобам свердловских госзаказчиков Федеральная антимонопольная служба добавила в перечень 92 фирмы. Они не исполнили 114 контрактов общей стоимостью 716 млн рублей.

По 738 контрактам на 7,1 млн рублей была начислена неустойка за неисполнение обязательств, в том числе гарантийных. Из общей суммы подрядчики получили 2,1 млн рублей.

Курирующий госзакупки заместитель губернатора Свердловской области Олег Чемезов считает, что значительная часть расторгнутых сделок приходится на компании, чей бизнес построен не на исполнении контрактов, а на самом участии в закупочных процедурах. Они заявляются на заказы, не планируя их выполнять. Такие организации получили название тендерных рейдеров. В беседе с корреспондентом РБК Екатеринбург замгубернатора рассказал, какие проблемы они создают для всех участников тендеров и как власти пытаются ограничить доступ псевдоподрядчиков к госзакупкам.

О самом явлении

Для нас это проблема номер один. Почему? Потому что эти так называемые компании юридического профиля ведут себя следующим образом: тщательно анализируют закупки и находят те, что ограничены по срокам и очень специфичны с точки зрения технического задания. Они анализируют это и понимают, что такое техзадание в регионе с должной эффективностью могут выполнить одна-две, максимум три компании. Они понимают, что это не карманные фирмы, речь о том, чтобы просто задачу выполнить. Они выходят на конкурс, очень грамотно готовят документы снижают цену до предельно возможной, а победив, находят других участников и говорят: «Мы можем вам отдать заказ, но вы нам оставите свою маржу».

Еще одна распространенная схема – вымогательство у конкурентов откупных за отказ от участия в аукционе или от жалобы в ФАС. Они заходят на конкурс, встречаются с другими участниками и предлагают: «Мы можем и сняться, но вы нам дайте какие-то деньги, мы же поработали, мы готовы уступить вам». И это проблема. Либо они говорят: «Мы видим дырку в ваших документах, мы можем написать жалобу в ФАС и конкурс могут снять. При этом заказчик вынужден действовать на их стороне, чтобы задача была выполнена.

Вычислить такие фирмы сложно, потому что для этого необходимо в ручном режиме проверять акционеров, их опыт по предыдущим заказам.

О методах борьбы с тендер-рейдерами

Эта задача уже давно стоит, мы предлагали несколько аспектов ее решения. Необходимо единообразие. Сейчас по формальному признаку существует порядка 10-11 способов реализации закупок. Они схожи и запутывают участников тендеров. Следует делать не типовые контракты, а типовые условия для каждого контракта.

Для нас было бы комфортно, если б для заказов на сумму от 20 млн рублей установили порог по стоимости выполненных контрактов – не меньше 30-50% от цены сделки. Так, на закупку ценой 20 млн рублей смогут претендовать компании, у кого уже реализованы заказы контракты в той же отрасли на сумму не менее 10 млн рублей.

Плюс параметры оценки компетенций. Если работа требует специальных знаний в какой-то области, в штате должен быть соответствующий специалист. То есть включить в контракт условие, что работы должны быть выполнены собственными силами, без субподряда.

Но ФАС категорически против. Они считают, что это снизит конкуренцию. А какое тут сужение конкуренции, когда мы говорим приходить и выполнять своими силами? Но ФАС говорит: «Есть же компании, которые под определенные задачи нанимают субподряд. Есть разные организации, которые делают умную документацию, а без них эти организации никуда не смогли бы зайти». Тогда мы говорим: «Давайте на те специфические работы писать». Тоже не проходит. Но мне кажется, вопрос конкуренции на рынке не всегда должен решаться ущербом для бюджета.

И последнее – мы хотим, чтобы была максимальная открытость. Вся процедура – от подачи заявки до исполнения – должна быть публичной. Нажав кнопку в поисковой системе «Государственный контакт» в любом регионе, мы должны видеть, что эта компания заявилась на контракт, выполнила его в срок или не в срок, качественно или с претензиями. Плюс чтобы всегда публиковали главного бухгалтера, директора и всех собственников компании. Можно же кучу создать разных ОООшек, каждый год регистрироваться и так далее.

О новых поправках

Мы ожидаем законопроект, который будет вносить изменения в действующее законодательство о закупках. Его анонсируют Минфин РФ и Федеральное казначейство. Это будут поправки в 44-й федеральный закон и отмена многих подзаконных актов, нормы которых внесут в сам закон. Суть в том, чтобы ограничить доступ к госзаказам для тех, кто не собирается их выполнять. В том числе вводится электронный документооборот от момента подачи до закрытия контракта и его исполнения. Мы ожидали, что поправки будут внесены в Госдуму в осеннюю сессию, но пока этого не произошло.

О перспективах борьбы с тендер-рейдерами

Мы думаем, поправки должны быть приняты, потому что они объективные. В целом законодательство как раз обгонит, потому что несколько изменений уже принято по этим профессиональным жалобщикам. Теперь уже обжаловать может только участник тендера и только решение по своей заявке, а не другого участника.

Плюс ведение реестра недобросовестных подрядчиков. Если у нас появляется такого рода организация, мы подаем заявление на нее. Это делает заказчик, который видит, что не выполнены условия подряда. Регулирует это наш департамент (департамент госзакупок, – прим. ред.). ФАС принимает решение. Директора и акционеры тоже попадают в этот реестр. Но там не так все просто: заказчик сначала должен использовать весь инструмент воздействия. Это должны быть судебные решения. Если по согласию сторон расторгли контракт, то на подрядчика уже нельзя подать.

Pro
Венчурный рынок России замкнулся на себя: к чему это привело и что дальше
Pro
Одинокие люди работают хуже, выяснили ученые
Pro
Нейросети добра: как ученые решают этические проблемы с помощью ИИ
Pro
По краю пропасти: почему в США опасаются линчевателей облигаций
Pro
Лондонский исход. Почему британские компании массово бегут на биржи США
Pro
Золото и партия: что нужно знать о новом месторождении в Хунане
Pro
B2b-маркетплейсы в 2025 году: какие 6 трендов будут доминировать
Pro
Интерес россиян к жилью в ОАЭ и Турции угас. Какие страны заняли их место