Екатеринбург, 11 дек 2017, 09:06

14 млн человек потратят по 14 тыс. Как окупится «Экспо» в Екатеринбурге

Замдиректора заявочного комитета Тото Дарч рассказал, как Россия будет добывать право на проведение международной выставки в 2025 г., как Екатеринбург сделают известным во всем мире, и сколько город на этом заработает.
Читать в полной версии
Фото: Сергей Логинов, 66.RU

Продвижением заявки Екатеринбурга на «Экспо» в международном сообществе занимается Тото Дарч, который помог России выиграть право проведения зимней Олимпиады, будучи директором по организации мероприятий АНО «Заявочный комитет «Сочи-2014». Сейчас он заместитель директора автономной некоммерческой организации «Заявочный комитет «Экспо-2025», созданной для продвижения уральской заявки за рубежом.

Тото Дарч приехал в Екатеринбург на Уральский медиафорум, где вместе с губернатором Свердловской области Евгением Куйвашевым выступил перед журналистами и обсудил с ними варианты продвижения идеи «Экспо» в городе и области, а также то, как сделать Екатеринбург известным во всем мире.

На самом деле, это главная задача Дарча — объяснить екатеринбуржцам и всем жителям России, в чем плюсы «Экспо», а также убедить 170 человек — представителей всех стран, которые участвуют в выставке — проголосовать за Екатеринбург на выборах города-хозяина осенью 2018 г.

Напомним, концепция екатеринбургской выставки звучит как «Преобразуй мир: инновации и лучшая жизнь для будущих поколений», поэтому на ней должны представлять новые технологии и инновационные открытия. По словам губернатора, «Экспо» станет для Екатеринбурга катализатором социальных и экономических процессов в регионе, а задача властей при ее проведении — создать условия для лучшей жизни будущих поколений. «Весь мир приедет к нам, — отметил Куйвашев на открытии медиафорума. — Чтобы прикоснуться к будущему, достаточно будет оказаться на нашей выставке».

В разговоре с журналистом «РБК-Екатеринбург» Тото Дарч сравнил борьбу за «Экспо» с борьбой за Олимпиаду, рассказал, какой план заявочному комитету предстоит выполнить в следующем году, и о том, чем наш город будет удивлять.

— Тото, расскажите, в чем сходства и различия в проведении Олимпиады и «Экспо»?

— Сами по себе проекты отличаются, хотя есть много чего общего. Во-первых, Олимпийские игры длятся от двух до четырех недель; большое «Экспо», которое проходит раз в пять лет, — полгода. Это большая история с большим количеством посетителей, в ней участвует 170 стран. Во-вторых, Игры транслируются по телевидению, их смотрят миллионы зрителей, «Экспо» — нет, но с точки зрения общения, взаимодействия и связей стран Олимпиада проигрывает выставке, на которой возникают серьезные контакты между странами.

— Что общего в продвижении Сочи и Екатеринбурга?

— Заявочные кампании строятся по похожему принципу — через несколько этапов. Продвижение на «Экспо» выстроено по определенному плану, по которому должен действовать каждый город-претендент.

— Расскажите подробнее об этом плане.

— Осенью мы подали официальную заявку вместе с губернатором Свердловской области и главой заявочного комитета Светланой Сагайдак. В ноябре на 162-й сессии Генассамблеи Международного бюро выставок в Париже Екатеринбург и его конкуренты Осака, Париж и Баку представили свои заявки и концепции. Мы показали достаточно рискованный ролик, но он полностью отражает нашу концепцию. Вообще, нашей главной задачей было заявить о себе и запомниться. Именно поэтому от имени Екатеринбурга выступали известный телеведущий Владимир Познер и прославленная балерина Илзе Лиепа. По сути, мы показали всю красу России.

Дальше важный этап — экспедиционные визиты Международного бюро выставок в Екатеринбург, которые пройдут весной 2018 г., но точные даты еще не известны. В рамках этого визита нам надо будет защитить досье, которое состоит из определенного количества глав, где рассказывается все о городе и планах на «Экспо». Инспекторы также будут оценивать вовлеченность жителей города в подготовке к выставке — то, как екатеринбуржцы относятся к ее проведению, что о ней знают и что от нее ждут. От настроения жителей зависит судьба всей заявки.

В июне на очередной Генассамблее в Париже надо будет представить мастер-план Екатеринбурга и подробную концепцию выставки «Технологии для счастья». Финал всей этой истории — еще одна презентация и уже конечное голосование в ноябре 2018 г.

— Вы сказали, что Международное бюро выставок при выборе заявки будет оценивать вовлеченность жителей Екатеринбурга. Работая в Сочи, вам приходилось проводить разъяснительную работу с населением? Как это происходило?

— В Сочи вообще было много сложностей, например, жители не хотели, чтобы у них что-то проходило, они не понимали, зачем это нужно. Нам пришлось с ними работать, проводить общественные слушания, рассказать, что будет хорошего от Игр.

Вообще, Сочи был отсталым городом с точки зрения инфраструктуры. Там канализация была построена еще при Сталине, и часть нечистот сливали прямо в море; там был ангар, куда прилетали самолеты, потому что аэропорт начали строить в 1980-х, а потом заморозили, так вот к играм его построили. Потому что без аэропорта нашу заявку даже и не рассматривали бы. Там сделали новые дороги. Мы поговорили с людьми, когда уже все было построено, и они поменяли свою точку зрения.

— Но екатеринбуржцев надо убедить уже сейчас.

— Задача не меняется, надо победить и рассказать жителям, какие плюсы от «Экспо» будут. Поменяется инфраструктура, добавятся дороги, жилье, улучшается экономика, остается наследие. Например, в Шанхае построен был мост Ханчжоу. Запустили скоростную электричку Shanghai Maglev, которая разгоняется до 430 км/ч. «Экспо» в Шанхае посетили 70 млн человек — это не 100-200 тыс., которые посещают Олимпиаду, и не 20 тыс., которые приедут в Екатеринбург на ЧМ-2018. В Милане было 20 млн посетителей, за полгода в городе прошли 20 тыс. культурных мероприятий.

На выставку в ваш город приедут как минимум 14 млн человек — эта цифра рассчитана исходя из пропускной способности аэропорта, вместительности гостиниц, дорог. Запланированное количество посещений выставки — 37 млн. Средний чек, который люди здесь оставят, — 14 тыс. руб. Представьте, что все эти деньги уходят на инфраструктуру города, в доход отельеров, ресторатов, авиакомпаний, транспортных компаний. Посчитайте сами, сколько Екатеринбург на этом заработает — это конкретные живые деньги. На самом деле, математика очень простая.

— Что важного проходило на Экспо» в разных городах в разное время? Все мы знаем только про Эйфелеву башню в Париже.

— Например, на первой выставке в лондонском «Гайд-парке» были представлены паровые двигатели, первые шины; в 1937 г. в Москве создали знаменитую статую «Рабочий и колхозница». В 1970 г. в Осаке павильон России был представлен в виде красного флага — он тоже находится в наследии «Экспо».

— «Экспо» проходило в мировых городах — Париж, Шанхай, Милан, в скором времени пройдет в Дубае, которому Екатеринбург, кстати, уступил в заявке на 2020 г. Все эти мегаполисы и без того на слуху, а Россию представляет Екатеринбург, который никому неизвестен. Как вы будете с этим работать? Сложным ли будет продвижение?

— На самом деле, эта история очень похожа на историю с Сочи. Мы приезжали зарубеж, общались с представителями Олимпийских комитетов, а они спрашивали: «Сочи? А это что? Мы знаем у вас Москву и Санкт-Петербург. А Сочи — это где?» Все то же самое.

Работа будет разделена на две части. Первая — это встречи наших представителей и послов, которые ездят по миру, общаются, рассказывают о нас, презентуют проект. Вторая часть — та, за которую отвечаю я с коллегами: мы информируем людей в России и в мире о том, что такой город есть, и что в нем будет «Экспо». Это и продвижение в СМИ, и ивенты, и презентации.

— Чем удивит Екатеринбург на «Экспо»?

— Сейчас мы должны удивить 170 конкретных человек — представителей стран, которые участвуют в выставке и проголосуют на выборах осенью следующего года. Наша задача — донести до них, что Екатеринбург достоин принять «Экспо». А после того, как выиграем заявку, а я уверен, что выиграем, у нас будет семь лет на то, чтобы вместе с вами придумать, разработать и построить то, что удивит весь мир.

Pro
Серотонин — не про счастье, мелатонин — не только сон: 5 мифов о гормонах
Pro
Почему руководители теряют авторитет в глазах подчиненных
Pro
Какие три мифа о процессной аналитике мешают развивать бизнес
Pro
По краю пропасти: почему в США опасаются линчевателей облигаций
Pro
ИИ, ИИ и снова ИИ: какие стартапы привлекли больше всех в 2024 году
Pro
В США и ЕС уже оплачивают товары и услуги криптовалютой. Как все устроено
Pro
Нерезидент с бизнесом в России: можно ли избежать проблем с налоговой
Pro
Почему мы избегаем ставить амбициозные цели и как это преодолеть