Екатеринбург, 12 дек 2017, 16:03

Миллиарды инвестиций. Что получит бизнес Екатеринбурга от «Экспо-2025»

Подготовка и проведение выставки обойдется в 100–150 млрд руб., и на каждый вложенный бюджетом рубль ожидается пять рублей инвестиций. Кто заработает на «Экспо» и кому оно выгодно в первую очередь — в материале РБК-Екатеринбург.
Читать в полной версии
Фото: скриншот видеоролика Expo-2025 Russia

Екатеринбург борется за право провести у себя всемирную выставку «Экспо» в 2025 году, и главным аргументом, почему город должен выиграть заявку, в правительстве России и Свердловской области называют большой объем инвестиций и прибыли, который получит уральская столица от этого мероприятия. Мы разобрались, кто и что получит от проведения выставки и подготовки к ней, а какое наследство — после нее.

Заместитель директора автономной некоммерческой организации «Заявочный комитет «Экспо-2025» Тото Дарч заявлял, что, по предварительным расчетам, за полгода (выставка в Екатеринбурге должна будет пройти со 2 мая по 2 ноября 2025 года) город посетят 14 млн человек, которые потратят в среднем по 14 тыс. руб. «Представьте, что все эти деньги уходят на инфраструктуру города, в доход отельеров, ресторатов, авиакомпаний, транспортных компаний, — говорил Тото в разговоре с журналистом «РКБ-Екатеринбург». — Посчитайте сами, сколько Екатеринбург на этом заработает — это конкретные живые деньги. На самом деле, математика очень простая».

По словам вице-премьера Аркадия Дворковича, предварительная сумма инвестиций в подготовку и проведение «Экспо-2025» составит 100–150 млрд руб., а окупаемость будет пятикратной. Он заверял, что налогоплательщики не потеряют нисколько, а все вложения окупятся только за счет билетов и работы коммерческих предприятий во время выставки. Заместитель губернатора Свердловской области Александр Высокинский на встрече с журналистами отмечал, что найти деньги, необходимые для подготовки к «Экспо», в бюджете будет невозможно, поэтому привлечение инвесторов крайне необходимо. В первую очередь для того, чтобы построить экспо-парк.

Напомним, что под выставку выделили территорию в 555 га в западной части Екатеринбурга, недалеко от границы, разделяющей Россию на Европу и Азию. Губернатор Евгений Куйвашев заявлял, что территория «Экспо» станет «умным» городом, а при ее застройке будут применяться самые современные технологии, которые потом будут распространяться на весь Екатеринбург.

«Это наш стратегический мегапроект, — говорил Куйвашев. — Выставка станет катализатором социальных и экономических процессов в регионе. Каждый день появляются новые технологии и делаются открытия, а «Экспо» поможет аккумулировать в одном месте все самое лучшее. Оно вдохновит уральцев на развитие территории».

Видео: Expo 2025 Russia

На участке на берегу Верх-Исетского пруда к 2025 году необходимо будет создать экспо-парк, в котором будет до 150 павильонов отдельных стран; построить экспо-деревню с жильем для участников выставки в виде апартаментов, которое в будущем останется горожанам.

По словам Высокинского, при застройке территории выставки надо будет думать о том, как использовать эту площадку после нее. В пример он приводил опыт Астаны, где в этом году прошло малое «Экспо»: на площади в 173 га в «новом городе» недалеко от центра построили целый район, который впоследствии передали под Международный финансовый центр «Астана» со статусом особой экономической зоны, превратив павильоны в офисные центры. Там же теперь — образовательный центр, отели и жилье, в которое сразу переселили сотрудников этого финансового минигорода.

«У нас должна быть такая же идеология, — объяснял Высокинский. — Но для начала необходимо сформировать нормальную инвестиционную среду. Объяснить, что если человек вложит сегодня деньги, то получит окупаемость только в 2025 году, когда сможет продать построенные им офисы». Он отмечал, что переговоры будут вестись с крупными застройщиками и инвестиционными группами, которые могут строить много и хорошо, а коммунальные сети и дороги власти сами подтянут к этому району.

«Вообще, при правильных подходах на каждый вложенный бюджетом рубль мы должны привлечь пять рублей инвестиций, — заявлял замгубернатора. — 20% от объемов всей стройки пойдут в бюджет в виде налогов и других сборов. Вместе с этим строительство даст огромное количество рабочих мест и большие заказы нашим предприятиям, которые производят стройматериалы, металлоконструкции, кабельную продукцию, асфальт. В отличие от других регионов, у нас это все есть свое».

Фото: Сергей Логинов для РБК-Екатеринбург

К слову, крупные девелоперы новость о том, что в Екатеринбурге может пройти «Экспо», воспринимают с энтузиазмом — ведь это им строить новый район практически с нуля. Генеральный директор компании «Форум-групп» Сергей Воробьев сказал, что «проведение такого глобального мероприятия — мощный проект, который позволит и городу, и региону сделать семимильный шаг в своем развитии».

«Екатеринбург представит не просто город, Свердловскую область, а целую страну, — отметил Воробьев. — Конечно, уральская столица уже является центром международной деловой активности. И мы по своим проектам видим, что интерес иностранных компаний, мировых брендов к городу большой. Например, проект первого профессионального аутлет-центра на Урале вызвал высочайший интерес со стороны участников международной выставки MAPIC, к нам хотят ехать, с нами хотят сотрудничать. И для нас, как для девелопера, реализовывающего разные проекты – жилые, коммерческие и торговые — проведение «Экспо-2025» — это еще одна возможность рассказать о себе широкому кругу потенциальных партнеров. Нам есть, что показать, где принять гостей, есть что предложить для сотрудничества. Безусловно, это было бы полезно и бизнесу, и горожанам — ведется много социально важных проектов в рамках этого, это большой плюс и для развития экономики региона».

Большой потенциал для себя в проведении «Экспо» видят телекоммуникационные службы. Например, «Ростелеком», который был генеральным партнером XXII Олимпийских зимних игр в Сочи и активно участвовал в подготовке Екатеринбурга к ЧМ-2018, готов работать и на таком крупном проекте, как выставка. В компании отметили, что уже обладают всеми необходимыми компетенциями и опытом, а также развитой инфраструктурой.

«Помимо этого, «Ростелеком» является разработчиком раздела «Умный город» федеральной программы «Цифровая экономика», — напомнили в пресс-службе компании. — Цифровая экономика – более технологичная, более эффективная и более успешная модель по сравнению с традиционными формами хозяйствования. К 2025 году «Ростелеком» разработает, проведет пилотное тестирование и выведет на рынок цифровую платформу управления, которая позволит принимать 75% решений об управлении городскими ресурсами на основе комплексного анализа информации из различных источников. Безусловно, строительство цифровой экономики — процесс обязательный и не зависит от решения экспертной комиссии «Экспо». Но возможность проведения мероприятия такого масштаба позволит ускорить процессы принятия решений поэтапного внедрения программы».

Отметим, что одним из важных пунктов подготовки города к «Экспо» является развитие транспортной инфраструктуры. Так, запланировано возведение моста через Верх-Исетский пруд, расширение улиц Карауля и Татищева, строительство современных дорог, которые будут использоваться в качестве пешеходных маршрутов во время проведения «Экспо-2025» и позднее станут продолжением городских улиц. В планах также масштабное развитие расширенной городской транспортной системы: как уже заявлял губернатор Евгений Куйвашев, помимо автомобильных дорог, в Екатеринбурге построят и альтернативные транспортные узлы: это могут быть и новая ветка метро, и скоростные трамвайные пути. Не исключено, что из аэропорта Кольцово запустят скоростную электричку до экспо-парка — по типу «Аэроэкспресса» в Москве.

Сам аэропорт тоже должен будет увеличить пропускную способность к «Экспо». Как сообщили в пресс-службе аэровокзала, уже сегодня Кольцово в целом готов к приему чемпионата мира по футболу — 2018. «Пропускная способность действующей инфраструктуры аэропорта Екатеринбурга составляет 8 млн пассажиров в год, Кольцово готов обслуживать 2 тыс. пассажиров в час, — уточнили в пресс-службе. — Мы понимаем, что в случае проведения «Экспо-2025» в Екатеринбурге понадобится увеличение пропускной способности аэропорта. Поэтому рассматриваем возможность строительства нового терминала в дополнение к имеющимся двум. Для проработки процессов, конкретизации цифр мы будем сотрудничать с ведущими консалтинговами компаниями».

При этом туроператоры, которые продают туры по Уралу и экскурсии по Екатеринбургу, не уверены, что всемирная выставка притянет в Свердловскую область туристов или тех, кому интересна природа, музеи и достопримечательности. В бюро туризма «Путешественник» сказали, что посетители «Экспо» вряд ли заинтересуются турами по Уралу, потому что в первую очередь приедут в Екатеринбург работать — так же происходит и при проведении ежегодного «Иннопрома», а в преддверии ЧМ-2018 запросы на экскурсии от иностранцев тоже не выросли.

Переводчики же, в свою очередь, ожидают, что спрос на их услуги заметно вырастет. Преподаватель «Оксфордского центра», переводчик корейского и японского языка Алёна Мындра, которая регулярно работает на «Иннопроме», отметила, что при проведении в городе масштабных международных мероприятий переводчики очень востребованы, а она сама не раз становилась свидетелем того, как завязывались полезные знакомства именно на выставках.

«Я и сама познакомилась с немалым количеством людей, которым я могла быть полезна, и которые были полезны мне. Они брали на будущее мои контакты, как переводчика (причем и русские фирмы, и корейские), в итоге это вылилось в сотрудничество. И я думаю, так везде, у многих, в любой сфере. «Экспо» и «Иннопром» — это огромный шанс найти необходимые вещи, услуги и, конечно, людей, — отметила Алёна Мындра. — Также вполне возможно, из-за «Экспо» будет увеличение желающих изучить язык или подтянуть имеющиеся знания. Я обратила внимание, что многим предпринимателям удобнее общаться напрямую, они (даже при скудном знании того же английского языка) намеренно отказываются от услуг переводчика и стараются сами наладить контакт. Для многих это очень важно, а значит, кто-то непременно обратится в языковой центр на этапе подготовки к такому важному мероприятию, как «Экспо».

Собственники компаний, которые занимаются изготовлением наружной рекламы, тоже планируют нарастить обороты при подготовке к «Экспо» и его проведении: среди заказчиков они ожидают областную и городскую власть, подрядчиков и партнеров выставки. В «Горафише» в разговоре с журналистом РБК-Екатеринбург отметили, что ожидают также ужесточение законодательства и контроля за наружной рекламой, что должно привести к исчезновению незаконных конструкций с улиц города. Не исключено, что рекламные агентства сами попросят убрать нелегальных игроков рынка, чтобы заработать.

Ресторатор Олег Ананьев ожидает, что проведение «Экспо» в Екатеринбурге станет возможностью развивать в городе бизнес-туризм. По его словам, больше уральской столице удивить нечем, а проведение международных мероприятий — хороший шанс. К тому же, выставка станет катализатором экономики, приведет к росту строительной индустрии и увеличению рабочих мест, а следовательно, и к росту благосостояния населения. На вопрос, сможет ли Екатеринбург принять у себя и прокормить миллионы посетителей, которые должны посетить «Экспо», Ананьев отметил, что это не сложно, а с учетом того, что туристы познают город через общепит, ресторанам придется позаботиться о том, как удивить гостей. «Чем требовательней клиент, тем даже лучше, — заявил Олег Ананьев. — Это позволяет нам быть в тонусе, реагировать на запросы, а значит, и расти вместе с клиентами».

При этом пока Ананьев не уверен, что захочет открывать новые рестораны или кафе на территории экспо-парка, потому что сейчас локация всех его заведений — центр города. Однако не исключено, что он будет заниматься выездными фуршетами.

Ритейлеры пока что тоже не рассматривают для себя «Экспо» как источник богатства: по словам владельца торговой сети «Елисей» Александра Оглоблина, за полгода, что будет длиться «Экспо», магазины получат не очень много, потому что ожидать, что приезжие побегут в местные продуктовые, не стоит. При этом он уверен, что городу выставка пойдет только на пользу: большие средства будут вложены в инфраструктуру, появится новый район и современные дороги, а сам город станет известен во всем мире, а следовательно — привлекательным для международных инвесторов.

Отметим, что сделать Екатеринбург известным во всем мире предстоит заявочному комитету еще на этапе выбора города-хозяина: в конкурентах у нас такие мегаполисы, как Париж и Осака, а также столица Азербайджана Баку, и Екатеринбург среди них самый неизвестный. Важно, как город покажет себя на чемпионате мира по футболу предстоящим летом, как будет проведена работа с делегатами Международного бюро выставок и представителями стран-участниц «Экспо»; а также с горожанами — как сами жители Екатеринбурга будут относиться к проведению выставки. Губернатор Евгений Куйвашев не раз заявлял, что уверен в успехе заявочной кампании и том, что наш город победит и достойно проведет выставку. По его словам, через несколько лет в Екатеринбург будут приезжать, чтобы прикоснуться к будущему.

Pro
Почему две трети иностранных компаний не торопятся уходить из России
Pro
Как найти подход к «плохому» руководителю: советы тем, кто не может уйти
Pro
«Играть в бога». Почему катаклизмы в Дубае связывают с экономикой
Pro
Согласовать с властями. Как купить компанию или долю в ней в Белоруссии
Pro
Опасный мегаполис: как сохранить свое здоровье в условиях городской жизни
Pro
«В крипте нет спасения». Почему биткоин «упал как камень»
Pro
«Я с таким не работаю, но рискнем»: как не должен вести себя психолог
Pro
Кийосаки предсказал банкротство США. Кто дает столь же мрачные прогнозы