Александр Высокинский разложил «Большой Екатеринбург» в пять пунктов
Вице-премьер Александр Высокинский подготовил презентацию проекта «Большой Екатеринбург», с которой выходит на обсуждение в города-спутники. Отказаться от участия в агломерации можно, говорит он, но если какой-то муниципалитет выпадет из этой программы, через несколько десятков лет непрерывного стратегического развития, когда весь «Большой Екатеринбург» будет жить дружно и счастливо, пенять придется только на себя.Александр Высокинский, который ранее занимал должность вице-мэра уральской столицы и в этой роли разрабатывал стратегический план развития города, с февраля трудится в областном правительстве — в зону его ответственности входит разработка новой концепции старого проекта — агломерации «Большой Екатеринбург».
Главным идеологом «Большого Екатеринбурга» выступал Аркадий Чернецкий. Впервые разговоры об объединении столицы региона и ее городов-спутников стали вестись в 2001 году. С тех пор в той или иной вариации раз в три-четыре года концепция «Большого Екатеринбурга» мелькала в повестке. В мае прошлого года идею агломерации вдруг реанимировал Евгений Куйвашев. С благословения губернатора Высокинский вновь и с прежним пылом взялся за любимый проект бывшего начальника.
В распоряжении «РБК-Екатеринбург» оказалась презентация Высокинского «Стратегическое управление. Принципы и процессы», которую команда вице-премьера подготовила для обсуждения проекта «Большой Екатеринбург». Высокинский подчеркивает, что речи о том, чтобы взять и «поженить» города, не идет — сейчас необходимо обсудить вопрос возможного объединения и договориться всем со всеми.
С перспективой лет на сто
В сухом остатке обсуждение должно дать четкие критерии, по которым будет прорабатываться конкретный план дальнейших действий. Есть, правда, еще одна задача, которую должна решить эта фаза — вовлечение в диалог жителей территорий, для того чтобы выработанная концепция стала родной и необратимой. Сомнений в том, что «Большой Екатеринбург» — лишь вопрос времени, у самого Высокинского нет.
Александр Высокинский:
— Когда мне говорят: «Высокинский, покажи нам через пару месяцев что-нибудь», я отвечаю: «Вы дурные что ли?» Мы говорим о достаточно больших горизонтах планирования. Для того чтобы это сделать правильно, надо проработать огромные массивы данных, провести большое количество рабочих групп с экспертами.
Но самое главное, подчеркивает он, что весь этот процесс должен быть в одинаковой методологии: «Если одни будут обсуждать белое, а другие соленое, то я потом на уровне агломерации это просто не смогу свести. Надо понимать, что сегодняшние решения будут влиять на развитие городов в ближайшие 50–100 лет, если сейчас все правильно сделать». В перспективе планы городов, которые войдут в агломерацию, нужно будет так же привести к общему знаменателю.
Школы или дороги?
Важную роль в обсуждении концепции Высокинский отводит экспертным советам. Грубо говоря, надо будет определиться с приоритетами. Если общественность говорит, что надо строить школы, а бизнес — что дороги, предстоит определиться.
Бизнес также должен будет сформулировать, какие действия должна предпринять власть, чтобы «он мог сказать о власти, что она хорошая». Иными словами, что необходимо бизнесу для развития на конкретной территории. Представители научного сообщества будут давать экспертную оценку действиям и решениям власти, а СМИ — «генерить проекты и изменять сознание населения». К таким проектам Высокинский относит патриотические программы, программы формирования активных горожан и так далее.
Александр Высокинский:
— Условия формирования стратегии — некая декларация разработчиков, декларация активных людей. Эксперты должны предложить, что нужно сделать, чтобы всем стало легче. Это большой процесс, он тяжелый, но через него надо пройти.
Встаньте в круг
На обсуждение выносится и вопрос пределов «Большого Екатеринбурга». Изначально речь шла о городах, которые находятся в 25 км от уральской столицы. Но, как рассказывает Высокинский, крайняя точка Березовского городского округа — дальше Первоуральска: «Хочешь не хочешь, нужно будет задумываться над этапностью проекта, потому что мы не можем сказать: «Уважаемые жители Березовского, пока мы занимаемся вами, а жители Сарапулки и Лосиного пусть покурят, нам не до них». Нужно сидеть и думать, какую этапность задать — на этот вопрос пока ответа нет», — говорит вице-премьер.
Будут обсуждаться и роли территорий. «Территориальную специализацию» Александр Высокинский считает очень важной темой и говорит, что принципы пространственного развития нужно заложить сразу. К примеру, Березовскому стоит определиться, хочет ли он быть спальным районом Екатеринбурга? Когда роли будут определены и распределены, то, условно, Екатеринбург сможет сказать Березовскому: «Даже не думайте строить у себя металлургические заводы, это не ваша специализация», а Березовский ответит: «Любим-ценим, но вы даже не думайте нам свой мусор под забор складывать».
Персональная ответственность
Когда в процессе обсуждения определятся ключевые критерии, появятся и конкретные показатели. Они будут зафиксированы в минимуме и максимуме и расписаны в динамике. Тогда сразу будет ясно, где не дожали, а где пережали. «Так, если зеленая линия резко пойдет вверх, это будет означать, что мы, выражаясь советским термином, «заложились под премию»: заранее занизили план, потом резко выполнили, пришли и сказали: «Премию давай». Результат в красной и оранжевой зоне требуют оргвыводов — нужно разбираться с кураторами».
Кураторы — отдельная тема. По задумке Высокинского, за каждый этап реализации программы будет нести ответственность «менеджер проекта» — чтобы не получалось, как часто бывает, что невозможно найти человека, который принимал решение.
«Для того чтобы сделать адекватный стратегический план, нужно личное участие первых лиц в разработке и контроле реализации развития территории. Это означает, что эта задача не может быть делегирована на нижестоящий уровень. По этой методологии у каждой проблемы и у каждого решения есть своя фамилия», — говорит Высокинский.
Где родился, там и пригодился
«Раньше человек рассматривался как некий производственный ресурс. Сегодня во главе угла стоят его потребности, возможности развития, способности. Стратегия должна формироваться таким образом, чтобы человеку хотелось жить и развиваться именно на этой территории», — рассказывает вице-премьер. Для это он предлагает изменить подход к планированию с «отраслевого» на «территориальный».
Александр Высокинский:
— Для примера: мы в прошлом году отремонтировали улицу, а сейчас пришлось там же ремонтировать сети, и всю дорогу перерыли. На вопрос почему нельзя сначала отремонтировать сети, а потом сделать дороги, есть объективный ответ: это заложено в разных программах развития разных отраслей. Но если мы говорим о комплексном развитии, мы думаем, как нам сделать так, чтобы людям было комфортно жить на данной улице. Это касается не только сетей и дорог, но и школ, озеления, уборки и так далее.
Вообще все изложенные в концепции принципы Высокинский разбирает на бытовых примерах: если мы живем в доме, то мы и с соседями договариваемся, и ответственность за свои действия несем. Внутри семьи решаем, кто какую роль будет выполнять и на что важнее сейчас потратить деньги. В идеале, как он считает, так все должно работать и в будущей агломерации.