Екатеринбург, 22 фев 2019, 11:00

В Правительстве обсуждают частичный отказ от эмбарго на щебень с Украины

Региональные производства не признают дефицита в импортном камне
Читать в полной версии
Фото: http://карьеры-евразии.рф

Впустить обратно

Министерство промышленности и торговли Российской Федерации не исключает частичного снятия эмбарго с украинского щебня. В документе за подписью главы Минпромторга Дениса Мантурова (копия есть в распоряжении редакции) сказано, что рассматривается введение «особых экономических мер в отношении ввоза нерудных материалов на территорию РФ с учетом потребности некоторых регионов в украинском щебне». Предложения, выработанные научно-техническим советом по развитию промышленности строительных материалов, направлены в Минэкономразвития.

Член комитета по транспорту и строительству Государственной думы, представитель фракции «Справедливая Россия» Дмитрий Ионин подтвердил, что вопрос возобновления поставок обсуждается на уровне трех министерств: Минэкономразвития, Минтранса и Минпромторга.

Депутат Госдумы от Свердловской области говорит, что вопрос, как пустить украинский щебень обратно, обсуждается с осени прошлого года, когда стало понятно, что закрытие карьеров в России и ограничение импорта привело к дефициту нерудного материала. Несколько субъектов будут испытывать сложности с дорожным строительством.

«Проблема в том, что тот объем щебня, который оказался внутри страны, не закрывает потребности рынка. Дорожный бюджет вырастет в этом году более чем в два раза. Дешевый щебень, который был у нас несколько лет назад, исчез, поскольку много карьеров закрылись. Чтобы снова открыть их, нужны инвестиции», — заявил Дмитрий Ионин.

Ответ Минэкономразвития на запрос РБК Екатеринбург не поступил. В пресс-службе Минтранса сообщили, что дефицита щебня не фиксируют.

По данным Минпромторга, импорт нерудной продукции из Украины сократился с 20,2 млн тонн в 2014 году до 2 млн тонн в 2017-м. За период январь–август 2018 года импорт из Украины составил 1,9 млн тонн. Вместе с тем, начиная с середины 2016 года, наблюдался резкий рост объемов ввоза украинской продукции, выпущенной для внутреннего потребления в Республике Беларусь. Там щебень получал статус товара Евразийского экономического союза и ввозился уже в рамках взаимной торговли. Так, в 2014 году импорт нерудной продукции из Республики Беларусь в РФ составлял 2,7 млн тонн, а в 2017 году — уже 9,2 млн тонн.

В декабре 2018 года украинский щебень был включен в «санкционный список» — утвержденный постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2018 г. № 1716-83 перечень товаров, запрещенных к ввозу в Российскую Федерацию.

Фото: http://карьеры-евразии.рф

Стоимость логистики

Высокая потребность в щебне — в Центральной России, но уральский производитель туда не везет, потому что это нерентабельно, говорит начальник Управления стратегического развития ОАО «Ураласбест» Сергей Ременник.

При этом запасы щебня в России значительны для того, чтобы обеспечить любые объемы дорожного строительства. «Возврат к теме импорта щебня — проявление политической борьбы и конкуренции за распределение финансов. Карелия долго добивалась ограничения украинских поставок, считая, что полностью заместит объем. В результате карельские карьеры, которые совсем рядом, не могут вывезти камень и сокращают добычу», — говорит исполнительный вице-президент Ассоциации «Карьеры Евразии» Ирина Викулова. Она считает, что для решения проблемы нужна только политическая воля и корректировка стоимости логистики.

До заградительных мер Украина поставляла в Россию более 25 млн тонн щебня. Его доля по Москве и Московской области превышала 56%, что в абсолютных цифрах по состоянию на 2014 год сопоставимо с мощностями всех карьеров Карелии (тогда производили почти 18 млн кубометров). Карельские производители с «нулевых годов» добивались ограничения на украинский щебень.

Однако после 2015 года, когда начался российско-украинский политический кризис и импортный камень стал «нежелательным», регионы, которые традиционно снабжались щебнем с Украины, оказались в дискриминационных условиях, говорит зампред Ассоциации горнопромышленников Карелии Андрей Громовой. Он рассказывает, что предприятиям Белгородской области, получавшим раньше щебень с Украины за 1100 рублей, крупнейший производитель из Павловска (Воронежская область) сейчас предлагает камень за 1700 рублей.

«Это ненормальная ситуация, потому что расстояния там совсем небольшие и закрыть потребность можно по корректной цене. Если говорить о поставках украинского щебня на Москву, то мне вообще непонятно, о какой нехватке может идти речь? Мы работаем на Северо-Западе Карелии. Предприятия здесь испытывают острый дефицит спроса. В прошлом году Карелия отгрузила 14 млн тонн щебня железнодорожным транспортом, а по всем показателям могла сделать 20 млн тонн продукции. То есть резерв между производством и сбытом — 20%. Из-за этого только в Карелии за три года закрылось 16 предприятий», — рассказывает Громовой.

Фото: РБК Екатеринбург

Влияние посредников

Ценовое преимущество промышленников Украины было связано с работой компаний-трейдеров, считают эксперты. Наличие посредников негативно сказывается на бизнесе карьеров Центральной России и рынке в целом, поскольку всегда ведет к удорожанию конечного продукта.

«Любое государство должно в первую очередь поддерживать отечественного производителя — налогоплательщика, создающего рабочие места, модернизирующего и расширяющего свое производство, развивающего сельские территории и вполне способного обеспечить рынок щебнем по адекватным ценам. Вместо этого мы видим попытки лоббирования интересов зарубежных производителей и компаний-трейдеров. Госполитика сейчас направлена на развитие инфраструктуры, наращивание темпов строительства жилого фонда. Поддержка украинского производителя стройматериалов ничего не даст российскому бизнесу, это же очевидно. Если что-то и завозить, то новые технологии и высокотехнологичное оборудование», — считает Сергей Мазуркевич, вице-президент, председатель комитета по транспорту и логистике Свердловского областного Союза промышленников и предпринимателей.

Тем более что даже включение щебня в «санкционный список» России фактически не закрыло российский рынок для его импорта. Громовой напоминает, что прошлогоднее постановление правительства, по которому щебень и гранит запрещены к ввозу, имеет оговорку — санкции не распространяются на товар, который завозится под лицензией. «Минпромторг лицензирует поставщиков уже три года. Получается, что импортный щебень завозить нельзя, но если хочется, то можно», — говорит Громовой.

Pro
10 компаний с перспективами роста во втором кварталe — выбор Bloomberg
Pro
Сотрудники молчат: 6 страхов, которые мешают им делиться своим мнением
Pro
Социальная смерть. В Гарварде назвали главную причину несчастья на работе
Pro
Ленивые и богатые: как зумеры становятся самым зажиточным поколением
Pro
Хоронить холодные звонки рано: что говорить, чтобы быть услышанным
Pro
Как заработать на дивидендах весной 2024-го: топ-10 российских акций
Pro
Мошенники на удаленке: как не потерять деньги при работе с внештатником
Pro
Почему холдинг Embracer Group делится на три части