Екатеринбург, 22 июл 2021, 16:25

Под Москвой проходит авиасалон МАКС. Что туда привезли с Урала

Юбилейный XV Международный авиационно-космический салон МАКС-2021 проходит в подмосковном Жуковском c 20 по 25 июля. В нем участвуют почти 500 компаний, в том числе свыше 250 зарубежных из более чем 50 стран мира.
Читать в полной версии
Фото: Антон Буценко, РБК Екатеринбург

Представлены на выставке и участники из Екатеринбурга и Свердловской области. Крупнейшие из них — Уральский завод гражданской авиации и корпорация ВСМПО-АВИСМА.

Главная уральская премьера на МАКС этого года — ЛМС-901 «Байкал»— самолет, призванный заменить советский легкий многоцелевой биплан Ан-2. Его разработкой занимается Уральский завод гражданской авиации (УЗГА). Самолет вмещает до девяти пассажиров, способен развивать скорость до 300 километров в час и преодолевать расстояние до трех тысяч километров.

Фото: Антон Буценко, РБК Екатеринбург

«Байкал»может садиться на короткие или неподготовленные взлетные полосы, грунт, снег и воду (в зависимости от типа шасси). Сейчас машина оборудована двигателем от General Electric, его в перспективе заменят на двигатель российского производства — ВК-800С. ЛМС-901 будет использоваться для региональных пассажирских и грузовых перевозок в местах, где нет полноценных аэродромов, в сельском хозяйстве, авиалесоохране. Опытный образец ЛМС-901 должен быть готов в 2021 году, серийное производство самолета должно стартовать в 2024 году.

В ходе масштабной презентации самолета на МАКС-2021 стало известно о сделке, которую Уральский завод гражданской авиации заключил с «Казахстанской авиационной компанией». УЗГА передал ей 20% в уставном капитале компании «Байкал-Инжиниринг» (дочернее предприятие завода, занимающееся разработкой самолета). Стоимость сделки составила миллиард рублей. После подписания соглашения Казахстан получит доступ к конструкторской документации «Байкала». Договор УЗГА с «Казахстанской авиационной компанией»— первое для двух стран Евразийского экономического союза соглашение в области гражданского авиастроения.

Уральский завод гражданской авиации— крупнейшее частное авиапромышленное предприятие в России, резидент особой экономической зоны «Титановая долина». Предприятие собирает легкие самолеты австрийского производителя Diamond Aircraft Industries и универсальные двухмоторные самолеты для местных воздушных линий L-410 (чешского авиапроизводителя Let Kunovice, принадлежит Уральской горно-металлургической компании).

Крупнейший в мире производитель титана — корпорация ВСМПО-АВИСМА — на выставке МАКС представил образцы высокотехнологичной титановой продукции для авиа- и двигателестроительных программ. На стенде компании были представлены мехобработанные штамповки для шасси самолетов, кольца, диски, катушки, лопатки для отечественных и зарубежных двигателей. 

В рамках авиасалона руководство корпорации проводит более 40 встреч с представителями российских и зарубежных компаний. Так, генеральный директор ВСМПО-АВИСМА Дмитрий Осипов провел переговоры с президентом компании Boeing в России и СНГ Сергеем Кравченко, а затем встретился с руководством Airbus в России и Европе.

Фото: Антон Буценко, РБК Екатеринбург

На брифинге по итогам встречи Сергей Кравченко выразил уверенность, что потребность мирового рынка в авиалайнерах полностью восстановится к началу 2025 года.

«У нас есть четкий план, как мы пройдем через несколько лет падения рынка мировой авиации. Мы уверены, что к 2024-2025 годам потребность в самолетах полностью восстановится. Внутренние авиаперевозки в России уже достигли уровня, который держался до пандемии. Что касается международного сообщения, то оно зависит от соглашений между странами. По мере наращивания темпов вакцинации и разработки протоколов, связанных с международными перелетами, это восстановление произойдет», — сказал президент Boeing в России и СНГ.

Гендиректор ВСМПО-АВИСМА Дмитрий Осипов добавил, что корпорация готовится к росту спроса на продукцию и предусмотрела большую инвестиционную программу.

«Мы встречались [с Сергеем Кравченко] и обсуждали потенциал развития нашего сотрудничества. Мы являемся партнерами более 30 лет и перспективы у нас очень большие», — заявил он.

Фото: Антон Буценко, РБК Екатеринбург

В январе корпорация ВСМПО-АВИСМА и Boeing подписали контракт на поставку титановой продукции до 2026 года. ВСМПО-АВИСМА будет поставлять компании Boeing и ее поставщикам титановые поковки с целью обеспечения потребностей в изготовлении гражданских самолетов различных моделей: 787 Dreamliner, 777, 767 и 737. Совместное предприятие ВСМПО-АВИСМА и Boeing — Ural Boeing Manufacturing (UBM) в Верхней Салде (Свердловская область) выполняет механическую обработку значительной части этой продукции.

Корпорация ВСМПО-АВИСМА — крупнейший в мире производитель титана, имеющий полный технологический цикл: от переработки сырья до выпуска готовых изделий с высокой степенью механической обработки. Корпорация поставляет продукцию на рынки 50 стран. Кроме продукции из титана и титановых сплавов компания производит также прессованные крупногабаритные изделия из алюминиевых сплавов, полуфабрикаты из легированных сталей и жаропрочных сплавов на никелевой основе.

Основные потребители продукции ВСМПО-АВИСМА — крупнейшие в мире двигателе- и авиастроительные компании, в том числе Boeing, Airbus, EADS, Embraer, UTAS, Messier-Bugatti-Dowty, Rolls-Royce plc, Safran SA, Airbus, Pratt&Whitney.

Что показали на авиасалоне МАКС в 2021 году

В этом году на МАКС-2021 прошли презентации пяти гражданских авиасудов. Кроме «Байкала» от Уральского завода гражданской авиации посетителям выставки показали региональный турбовинтовой лайнер Ил-114-300. Распоряжение о доработке советского самолета с учетом современных требований в 2014 году дал президент России Владимир Путин. Лайнер призван заменить использующиеся сейчас в региональных перевозках французские CRJ100/200, франко-итальянские ATR-72 и региональное семейство отечественных разработчиков (Ан-24/Ан-26).

Фото: Антон Буценко, РБК Екатеринбург

В 2016 году правительство нашло средства на доработку Ил-114. К 2020 году удалось договориться о старте производства самолета на заводе «МиГ» в Луховицах. Свой первый полет новый Ил-114-300 совершил в конце 2020 года. Машина оборудована двигателями российского производства ТВ7-117СТ-1 (компания «Климов»), российскими же винтами и новым автопилотом.

Ил-114-300 рассчитан на 64 пассажира. У него есть встроенный трап и он может садиться на необорудованных аэродромах, в том числе и на грунтовые полосы. Сертификация самолета должна завершиться в 2022 году, начало серийного производства намечено на 2023 год.

Фото: Антон Буценко, РБК Екатеринбург

Еще одна громкая премьера–среднемагистральный узкофюзеляжный российский самолет МС-21-310 корпорации «Иркут». Он рассчитан на перевозку 160–200 пассажиров. От своего предшественника — МС-21-300, впервые показанного на МАКС-2019, самолет отличается новыми двигателями российского производства ПД-14 (АО «ОДК-Пермские моторы»). Первый МС-21-310 полетел в декабре 2020 года. Начало серийного производства самолета намечено на 2022 год.

Компания Airbus впервые представила в России флагман компании — сверхширокий Airbus A350-1000. Также впервые в России был показан узкофюзеляжный Airbus A220-300.

Airbus A350-1000 — самый большой и вместительный из выпускаемых сейчас компанией самолетов. Он призван заменить Airbus A330, а также составить конкуренцию Boeing 787 Dreamliner. A350-1000 рассчитан на перевозку 366—480 пассажиров и способен совершать полеты дальностью до 15 тыс. километров. Самолет оборудован эксклюзивными двигателями Rolls-Royce Trent XWB. А350-1000 — первый самолет Airbus, большая часть конструкций которого — из композитов (52%).

Airbus A220-300 — узкофюзеляжный самолет, изначально разработанный Bombardier. Самолет будет конкурировать с Boeing 737-300, он потребляет на 20% меньше топлива при одинаковой вместимости (110–130 кресел), а кроме того, признан самым экологичным самолетом в мире. На МАКС-2021 Airbus A220-300 представлен в ливрее airBaltic. Латвийский перевозчик — первый и главный заказчик этих самолетов. Парк авиакомпании полностью состоит из них с 2020 года.

Летная программа салона

Кроме демонстрационных полетов представленной на авиасалоне техники в летной программе МАКС-2021 — показательные выступления шести пилотажных групп на тяжелых истребителях, ударных вертолетах, реактивных и поршневых учебно-тренировочных самолетах.

Масштабную программу подготовили авиационные группы высшего пилотажа: «Русские витязи», «Стрижи», «Соколы России» и «Беркуты», представляющие Воздушно-космические силы Российской Федерации. Также в небе над Жуковским выступают летчики российской пилотажной группы «Первый полет» и вертолетная пилотажная группа «SARANG» из Индии.

Об авиасалоне МАКС

Международный авиационно-космический салон (МАКС) проводится в России с 1993 года. Сегодня российский МАКС входит в десятку крупнейших мировых авиафорумов, в числе которых Le Bourget и Farnborough, ILA Berlin Air Show, Dubai Airshow, Airshow China и другие.

Салон в Подмосковье собирает сотни тысяч профессиональных специалистов, участников и гостей. На выставочных площадях МАКСа, которые превышают 26 тыс. кв. м в павильонах и 160 тыс. кв. м на открытых площадках, размещается более восьми сотен экспонентов из трех десятков стран мира.

Pro
Секрет Гейтса и Далио: как медитации помогают прокачать лидерство
Pro
Долго и счастливо: какая еда продлевает молодость и здоровье
Pro
Почему две трети иностранных компаний не торопятся уходить из России
Pro
10 компаний с перспективами роста во втором кварталe — выбор Bloomberg
Pro
Наорал — и все заработало: как управляют командой токсичные руководители
Pro
«Верните деньги». Суды завалены исками против образовательных сервисов
Pro
Боссы больше не нужны: как руководителю не остаться без работы
Pro
Опасный мегаполис: как сохранить свое здоровье в условиях городской жизни