Екатеринбург, 22 ноя 2019, 14:29

Госдолг Свердловской области с 2010 года вырос в 8 раз

Реализация нацпроектов и майских указов привела к росту долговой нагрузки на бюджет региона. На фоне этого крупный бизнес лоббирует новые льготы, которые сокращают налоговую базу.
Читать в полной версии
Фото: 66.RU

На начало 2019 года государственный долг Свердловской области составлял 72,79 млрд руб. при возможном верхнем пределе 81,4 млрд руб. Еще девять лет назад госдолг Свердловской области был ниже в восемь раз и составлял 8,6 млрд руб.

В министерстве финансов Свердловской области прогнозируют, что верхний предел госдолга уже в следующем году может превысить 100 млрд руб., а к 2021 году достичь 115,6 млрд руб. Такие цифры содержатся в презентации ведомства, которая есть в распоряжении РБК Екатеринбург.

Продолжит расти и уровень долговой нагрузки. По прогнозам свердловского минфина, через два года он достигнет уже 46,3%. На 1 октября 2019 года он составлял 27,1%. При этом комфортным и обслуживаемым может быть госдолг, не превышающий 10% к налоговым и неналоговым доходам его бюджета за 12 месяцев. Растущую долговую нагрузку эксперты связывают с тремя факторами.

Национальные проекты

Первые «майские указы» глава государства Владимир Путин подписал в 2012 году. С этого времени администрация президента проводит постоянный надзор за их выполнением. 7 мая 2018 года был опубликован новый «майский указ», определяющий план работы на четвертый президентский срок Путина.

За первые пять лет выполнения «майских указов» госдолг Среднего Урала вырос в три раза — с 18,4 млрд руб. в середине 2013 года до 57,2 млрд. в середине 2018 года.

В 2019 году Свердловская область стала одним из лидеров по тратам на реализацию нацпроектов — 20,8 млрд руб. Больше только у Москвы, Московской области, Санкт-Петербурга и ЯНАО. В следующем году, по заявлению губернатора, на реализацию нацпроектов из бюджета потратят не менее 15 млрд руб.

Согласно проекту бюджета, в 2020 году расходы вырастут сразу на 29,5% и составят 286,9 млрд руб. Больше всего денег уйдет на социальную сферу (186,7 млрд руб.), национальную экономику (33,6 млрд руб.), межбюджетные трансферты (31,8 млрд руб.).

Отсутствие баланса

Вторая причина увеличения долговой нагрузки региона и роста дефицита бюджета — отсутствие новых резидентов, готовых вкладывать деньги. Планирование бюджета на 2020-2022 годы исходит из роста потенциальных продаж существующих налогоплательщиков, однако реального роста нет. В проекте бюджета на 2020 год заложен рост налога на прибыль всего на 0,5% — до 95,6 млрд руб.

О том, что для выполнения прогнозных величин по доходам придется приложить серьезные усилия, говорит председатель комитета Законодательного собрания по бюджету, финансам и налогам Владимир Терешков.

«С одной стороны, необходимо обеспечить расширение производственного потенциала экономики Свердловской области за счет привлечения дополнительных инвестиций в основной капитал, повышения производительности труда в базовых отраслях экономики. А с другой стороны — нужно осуществление работы по администрированию доходов и снижению дебиторской задолженности, повышению эффективности оказания государственных и муниципальных услуг, усилению контрольной деятельности. В целом можно сказать, что бюджет социально ориентирован», — отметил Терешков.

Как рассказал РБК Екатеринбург источник в региональном кабмине, компании просят и получают все больше налоговых льгот. «Ситуация очень сложная. Мы уже давно не работаем с бюджетом развития, и резервы, которые были, уже проели. Расходы продолжают расти, сбалансировать их при падающей доходной базе, скоро будет невозможно. И при этом бесконечный торг с бизнесом, который требует все больше налоговых льгот», — отмечает эксперт. По данным РБК Екатеринбург, стоимостный объем льгот и выпадающий доход составляет 17 млрд руб. в год.

Так, в связи с отменой с 1 января 2019 года налога на движимое имущество, по данным Управления ФНС по Свердловской области, бюджет за девять месяцев недополучил 6,4 млрд руб., до конца года цифра может вырасти до 11 млрд руб.

В проекте бюджета Свердловской области на три года последствия освобождения организаций от уплаты налога на движимое имущество прописаны значительно скромнее. Согласно презентации минфина, бюджет в следующем году потеряет на этом 2,84 млрд руб. Кроме того, в 2020 году бюджет не получит 1,8% на налогах на имущество организаций. Пока минфин ожидает, что эта статья расходов снизится с 21,7 млрд руб. в 2019 году до 19,9 млрд руб. в 2020 году.

Большая стройка

Проведение Универсиады в 2023 году в Екатеринбурге увеличит долговую нагрузку региона и дефицит свердловского бюджета. С 2019 по 2022 год в региональном бюджете заложено 37,2 млрд руб. на ее проведение, бизнес, как предполагают власти, оплатит 12 млрд руб., хотя официального подтверждения таких намерений со стороны предпринимателей еще не звучало. Из федеральной казны Свердловская область рассчитывает получить 32-33 млрд руб.

«Это нормальный инструмент для решения конкретных задач, хоть он и называется «госдолг». И этот инструмент нужен будет нам для строительства объектов Универсиады», — заявил Евгений Куйвашев депутатам Заксобрания. Он подчеркнул, что все коммерческие кредиты будут заменяться бюджетными при появлении такой возможности.

В итоге дефицит бюджета Свердловской области достигнет рекордных 26,3 млрд руб. Выйти в плюс власти рассчитывают к 2022 году. Впрочем, исключительно за счет того, что федерация восполнит области потраченные на организацию Универсиады деньги.

Pro
«Привяжите» оппонента: как добиться желаемого в переговорах — 10 советов
Pro
Как заработать на дивидендах весной 2024-го: топ-10 российских акций
Pro
Секрет Гейтса и Далио: как медитации помогают прокачать лидерство
Pro
Каким работникам ни за что нельзя носить форму — The Economist
Pro
Ваша компания разваливается: какие сигналы на это указывают
Pro
Китай резко снизил поставки техники в Россию. Что мешает справиться самим
Pro
Мозг все равно вас обманет: Даниэль Канеман — о когнитивных искажениях
Pro
Сотрудники молчат: 6 страхов, которые мешают им делиться своим мнением