Екатеринбург, 26 мая 2017, 11:01

ИННОПРОМ представит Средний Урал как территорию промышленных возможностей

Стенд Свердловской области обойдется правительству в 66,5 млн руб.
Свердловская область должна использовать крупные международные форумные площадки, чтобы заявлять о себе как об одном из активных участников мировых экономических и индустриальных процессов, считает Евгений Куйвашев.
Читать в полной версии
Фото: Константин Мельницкий для РБК-Екатеринбург

С таким заявлением губернатор области выступил на одном из заседаний правительства, где в том числе обсуждали вопрос проведения ИННОПРОМа. Благодаря усилиям губернатора Свердловской области, мероприятие несколько лет назад получило статус главной промышленной выставки страны. По мнению Евгения Куйвашева, каждый год ИННОПРОМ задает тренды на среднесрочную перспективу в сфере промышленности. Каждый год мероприятие привлекает в регион новые компании. В 2017 году партнером выставки станет Япония, свои стенды представят более 60 предприятий из этой страны.

В 2017 году в организации ИННОПРОМА произошли изменения: мероприятие впервые пройдет без финансового участия правительства Свердловской области. Организаторами выступят компания Formika и федеральное Министерство промышленности и торговли. Сама же область станет одним и участников выставки.

«На ИННОПРОМе регион должен максимально четко обозначить свои сильные стороны, построить эффективный диалог с Японией и другими партнерами. Рассчитываю, что достижению этой цели послужит стенд Свердловской области — в этом году приоритетами при его разработке стали интерактивный аспект, элементы виртуальной реальности», — пояснил Евгений Куйвашев.

Стенд, к слову, обойдется правительству региона в 66,5 млн руб. — это в десять раз по сравнению с прошлыми годами.

В преддверии «Иннопрома-2017» корреспондент РБК-Екатеринбург поговорил с заместителем министра инвестиций и развития Свердловской области Александром Породновым о пользе выставки для бизнеса, о бюджетных расходах и о развитии территории вокруг «Экспоцентра».

Александр Породнов, заместитель министра инвестиций и развития Свердловской области. (Фото: Константин Мельницкий для РБК-Екатеринбург)

Цена госконтракта на услуги по организации участия Свердловской области в деловом смотре возросла за год в десять раз. Со стороны это выглядит примерно так: в прошлом году чиновники отпустили мероприятие в свободное плавание, рассчитывая на выход в плюс. Но когда внимательно прикинули сметы, все-таки решили поучаствовать финансово. При этом деньги они дали не на организацию всей выставки (100 млн руб.), а на установку стенда Свердловской области (66 млн руб.). Объясните, где я нарушил логику?

— Во-первых, бюджет больше не платит за организацию самой выставки. Во-вторых, в этот раз существенно увеличен объем работ, касающихся непосредственно презентации Свердловской области. Мы сконцентрировались на показе своего потенциала. Добавилась работа с иностранными делегациями: в этом году мы их будем возить по нашим промышленным предприятиям, показывать продукцию. Наша задача — максимально познакомить инвесторов с возможностями региона, использовав выставку для продвижения уральских товаров на зарубежные рынки.

— В документах по госзакупке отдельной строкой прописан «дизайн-проект оформления стендов? Судя по всему, это тоже весомая статья в бюджете.

— Дизайн-проект предполагает единое стилистическое и концептуальное решение стендов. В этом году мы четко сформулировали идеологию: Средний Урал — как территория промышленных возможностей. При этом мы сделаем акцент на кадры для промышленности, инновационные разработки и цифровизацию.

Что это значит? Сегодня все переходят в цифру. Наши IT-компании имеют хорошие продукты, которые предлагают для промышленников. Например, технологии промышленного моделирования, виртуальной и дополненной реальности. Они будут адаптированы не только под корпоративных заказчиков, но и под массового посетителя, чтобы им было развлекательно. Условно говоря, будут не только модели газовых турбин, но и туристические и культурные объекты города.

Появится дом, полностью сделанный на Урале. С одной стороны, это развитие темы импортозамещения, с другой — демонстрация возможностей малого и среднего предпринимательства.

Мы планируем построить модель дома в IKEA-формате, каждый его компонент будет произведен на Урале. Там будет оборудованный кабинет, мастерская, детская комната, гостиная, инженерия (от котельного оборудования до систем умного дома). Мы хотим показать, что в Свердловской области много предприятий, которые производят качественную, современную продукцию народного потребления по доступным ценам.

— Давайте задам вопрос, который вы, наверное, слышали, раз сто. Помимо имиджевого профита, есть ли экономический эффект (для правительства, для бизнеса) в проведении «Иннопрома» в Екатеринбурге?

— Если вы спросите любого собственника бизнеса, какие контракты были заключены и на какие суммы, то, скорее всего, никто вам не ответит. Это коммерческая тайна. Компании оберегают эту информацию как зеницу ока. Мы можем судить только по каким-то макроэкономическим показателям.

Приведу конкретный пример. В 2015 г. страной-партнером был Китай, и китайские компании мы специально возили по машиностроительным и металлообрабатывающим предприятиям. В следующем году прошло российско-китайское «Экспо». Что мы увидели по итогам? В 2016 г. объем экспорта продукции машиностроения в Китай вырос более чем в 2,5 раза, поставки механического оборудования — в десять раз, электрического оборудования — в 4,8 раза, оптических аппаратов — более чем в 8 раз.

Второе. Нельзя забывать, что любое крупное мероприятие — это загрузка существующей деловой инфраструктуры: транспортные компании, MICE-агентства, бюро переводов, гостиницы, полиграфия, рекламные агентства и др.

Два года назад мы делали расчет по влиянию того или иного события на экономику. Учитывались не только затраты на организацию, но и суммы подрядов. Компании Свердловской области получают порядка 3 млрд руб.. При средней рентабельности 10% чистая прибыль организаций составит 300 млн руб. Это те средства, которые идут на развитие бизнеса компаний, задействованных в организации «Иннопрома».

Не нужно недооценивать имидж. Мы понимаем, что конкуренция между регионами — колоссальная. Наша задача не только создавать комфортные условия для жизни и ведения бизнеса, но и как можно громче заявлять о возможностях региона. Очевидно, что не последнюю роль при заявке Екатеринбурга на «Экспо-2025» играло проведение «Иннопрома». Екатеринбург оказался наиболее подготовленным, поскольку имел большой опыт событийных мероприятий.

— Еще одним косвенным индикатором успешности уральских предприятий считаются налоговые отчисления в бюджет. Как сделки с китайцами повлияли на объемы налогов?

— Во-первых, доходная часть бюджета растет. Если компания осуществляет внешнеторговую сделку, то получает валютную выручку. Соответственно, объемы налоговых отчислений должны расти.

Во-вторых, я не говорю, что после выставки «Иннопром» сразу же должны строиться садики и чиниться дороги. Влияние на экономику, социальную жизнь, налоговую базу не прямое, а опосредованное, через повышение выручки и реализацию новых проектов. 

Александр Породнов: «Мы делаем крупное мероприятие, чтобы помочь уральским компаниям продать свою продукцию. Чтобы заявить о регионе и показать, что этот регион создает комфортные условия для бизнеса». (Фото: Константин Мельницкий для РБК-Екатеринбург)

— МВЦ «Екатеринбург-Экспо» в последние годы генерировал серьезные убытки: есть несколько крупных проектов, а остальное время павильоны пустуют. Новый генеральный директор Игорь Данилов планировал насытить событийную жизнь выставочника и начать, наконец, зарабатывать. Получилось?

— Эта работа ведется. У нового руководителя есть понимание, маркетинговая стратегия привлечения новых партнеров. Но любая выставка планируется за два-три года минимум. Поэтому ожидать эффекта через полгода — преждевременно. Есть конкретные выставочные и фестивальные проекты, по которым ведутся переговоры, но говорить о них сейчас я не буду.

— Что со строительством конгресс-холла? Когда он будет готов? Кто финансирует объект?

— Действительно, поставлена задача по строительству конгресс-центра, сейчас ведутся организационные работы. На сегодняшний день прорабатываются все возможные источники финансирования, в том числе привлеченные средства. Больше сказать ничего не могу.

— При проектировании предполагалось, что зал сможет принять артистов уровня Мадонны. Есть ли у Екатеринбурга потребность в таких концертных площадках? Не будет ли он пустовать, как пустует сейчас «Екатеринбург-Экспо»?

— Сегодня несколько регионов ведут работу по строительству крупных конгресс-центров. Это объект, который в перспективе несомненно станет точкой роста экономики такого большого города, как Екатеринбург.

— Четвертая очередь МВЦ предполагала гостиничный комплекс. Вы не отказались от этой идеи?

— Неподалеку от «Экспоцентра» мы зарезервировали площадку под гостиницу. Сейчас ищем частного инвестора. Это будет проект государственно-частного партнерства. Мы понимаем, что там нужна гостиница. Международные сети заходят со своей компетенцией как управляющая компания. Они находят инвестора, который строит, а потом передает объект под их управление. Есть международные сети, которые специализируются на строительстве отелей рядом с конгрессными и выставочными комплексами. С ними мы тоже ведем переговоры.

Pro
«Будет и хорошо, и ужасающе»: что Маск, Далио и другие думают про 2025-й
Pro
«Лгала почти обо всем». Как обманула инвесторов учительница из США
Pro
Экономика «скуфов». Почему мужчины в мире становятся все беднее
Pro
Почему обанкротился главный производитель аккумуляторов в Европе
Pro
Как уволить работника за разглашение коммерческой тайны
Pro
Доллары, дирхамы или рубли: как вести расчеты с иностранными партнерами
Pro
Не только ChatGPT: 9 ИИ-инструментов, готовых помочь венчурному инвестору
Pro
Как $36 трлн госдолга могут разрушить амбиции Трампа