Екатеринбург, 26 дек 2017, 11:04

Звонки и смс стали никому не нужны: как изменился рынок связи в 2017 году

На фоне стагнации классических услуг мобильной связи — голосовых вызовов и SMS — сотовые операторы отмечают все больший интерес клиентов к мобильным сервисам.
Читать в полной версии
Фото: 66.RU

Рынок мобильной связи как никогда близок к насыщению — за год общая абонентская база Свердловской области выросла всего на 2-3%, что вполне укладывается в рамки статистической погрешности. Однако изменения все-таки есть, и заключаются они в предпочтениях клиентов — одни услуги становятся популярнее других. Так, аудитория пользователей мобильного интернета постоянно увеличивается — сегодня уже 56 млн россиян в возрасте от 16 лет пользуются интернетом на мобильных устройствах — смартфонах и планшетах, а это составляет 46,6% от всей аудитории. К примеру, в Свердловской области доля активных пользователей data-услуг среди абонентов Tele2 составляет более 50%.

«Не так давно мы запустили новую опцию — обмен минут на гигабайты. Мы были уверены в востребованности этой услуги, но не предполагали такую популярность. На Урале в среднем каждый участник акции менял 170 минут на 1,7 Гб», — рассказывает руководитель департамента продуктов Tele2 Юрий Смирных.

Позицию коллеги по рынку подтверждает и директор по маркетингу компании «Мотив» Екатерина Хворостова. По ее словам, сейчас активно растет сегмент OTT-сервисов: видеохостингов, видеочатов, мессенджеров. Только среди абонентов «Мотива» популярность соцсетей в сравнении с прошлым годом увеличилась на 13%, YouTube — на 9%, а мессенджеров — на 8%. «По сравнению с 2016 годом общее количество LTE-пользователей среди наших свердловских абонентов «Мотив» увеличилось на 71%», — отмечает эксперт.

«Пользователи предъявляют более высокие требования к стабильности и скорости мобильного интернета. Поэтому мы в следующем году планируем активно развивать сети передачи данных, в частности, будем устанавливать дополнительное оборудование стандарта LTE TDD», — делится планами Екатерина Хворостова.

При этом, несмотря на рост data-пользователей, соотношение предложения и спроса на рынке Телекома в 2017 году существенно не изменилось. Кардинальные перемены были бы только в том случае, если бы на рынок вышло сразу несколько новых сотовых операторов, однако самостоятельный запуск сетей «с нуля» сегодня маловероятен: существующая техническая инфраструктура создавалась на протяжении последних двух десятков лет, и абоненты не готовы прождать еще столько же, пока новый оператор построит сети, систему дистрибуции, системы абонентского обслуживания и выведет их на требуемый уровень качества. «Ситуация может измениться лишь после появления большего количества виртуальных операторов мобильной связи (MVNO), которые начинают оказывать услуги на сетях уже существующих операторов», — уверен Юрий Смирных.

Своеобразной фабрикой MVNO-операторов стала как раз Tele2. Общая численность абонентов составляет около 1 млн человек.

Почти все виртуальные операторы работают по модели Full MVNO, то есть используют лишь техническую инфраструктуру Tele2, а бренд, продуктовое наполнение, позиционирование у этих компаний свои. Так, например, в ноябре в России в тестовом режиме, используя инфраструктуру Tele2, заработал виртуальный мобильный оператор Virgin — от одноименной компании известного британского предпринимателя Ричарда Брэнсона.

По подсчетам исследовательской компании «ТМТ консалтинг», сейчас в России около 300 миллионов абонентов и около шести миллионов из них подключены к виртуальным операторам.

Быстрый рост базы пользователей виртуальных операторов происходит за счет того, что все больше компаний рассматривают MVNO как инструмент повышения лояльности клиентов—отказаться от нескольких услуг одного поставщика сложнее, чем от одной.

«В этом году определилась четкая тенденция — пользователь старается упростить все свои взаимодействия с сервисами. Условно, ему нужен один поставщик для всех услуг — оплата покупок, страховка, оформление кредита, выбор туристической программы. Операторам необходимо выстроить эту систему для своего абонента и изменить рынок», — уверен Юрий Смирных.

Похожей точки зрения придерживается и директор по маркетингу компании «Мотив» Екатерина Хворостова. По ее словам, насыщение телеком-рынка породило еще один новый тренд — создание конвергентных продуктов и услуг, а также запуск различных кросс-маркетинговых акций, направленных на увеличение лояльности и привлечение новых абонентов.

В текущем году «Мотив» успел поработать с двумя крупнейшими поставщиками проводного интернета, а также продолжил развивать платежный сервис МОТИВ.Pay. «Пользователи этого сервиса могут оплачивать коммунальные услуги, кредиты, штрафы и многое другое с баланса своего мобильного», — рассказывает Екатерина Хворостова.

Pro
Конец золотого века: почему гигантов консалтинга ждет спад
Pro
Богатые россияне выбирают личные фонды и закрытые ПИФы. Что меняется
Pro
«Верните деньги». Суды завалены исками против образовательных сервисов
Pro
Как проходит обмен замороженных активов: главные успехи и риски
Pro
Сотрудники молчат: 6 страхов, которые мешают им делиться своим мнением
Pro
Почему две трети иностранных компаний не торопятся уходить из России
Pro
Ваш партнер — фигурант уголовного дела. Когда вам грозит арест имущества
Pro
Как заработать на дивидендах весной 2024-го: топ-10 российских акций