Оборонные предприятия не готовы перейти на гражданское производство
«Было проведено несколько совещаний, на которых были поставлены конкретные задачи перед предприятиями ОПК, которые, на мой взгляд, трудновыполнимы. В неформальной обстановке представители отрасли высказывают очень серьезные сомнения, настоящий стон идет», – рассказывает президент Уральской торгово-промышленной палаты Андрей Беседин.
Первой причиной, по которой отрасль не сосредоточилась на конверсии, опрошенные эксперты называют убежденность в том, что в ближайшее время сокращения государственного оборонного заказа (ГОЗ) не произойдет. Расходы России на закупки и содержание военной техники и вооружений в 2018 году составят 2,8 трлн рублей, об этом в декабре прошлого года заявил президент РФ Владимир Путин (это примерно 2,8% ВВП страны). По продажам вооружения за границу Россия занимает второе место в мире. По данным на 2016 год, доля, которая приходится на предприятия ОПК в Свердловской области, может меняться, но в среднем в последние пять лет она достигала 20% от объема гособоронзаказа (ГОЗ) страны, говорит источник, близкий к региональному правительству. «Пока международная политическая обстановка работает на нас. Использовать дорогостоящие ресурсы ОПК, чтобы начать выпускать эмалированные кастрюли, – неправильно», – говорит он.
Поэтому успех конверсии во многом определяет наличие подходящего продукта. По словам первого вице-президента Свердловского областного Союза промышленников и предпринимателей Михаила Черепанова, курс становится «симпатичным и более реализуемым при создании высокоточных, инвестиционных вещей». Например, если речь идет о гражданской оптике и медоборудовании (на них, в частности, делает ставку «Уральский оптико-механический завод», входит в Холдинг «Швабе» госкорпорации «Ростех»).
Стоимость ресурсов на оборонных заводах – это еще одна причина проблемы. Специфика производства, поставок, торгов такова, что ВПК сегодня сложно назвать рыночной отраслью. «Проблема в их экономике. Они работают, фактически, на единственного заказчика, с которым очень специфически торгуются», – считает Беседин. По этой причине неповоротливому предприятию ОПК крайне сложно адаптироваться к работе на открытом рынке, с иными маркетинговыми принципами и продвижением на рынках.
Зампред коллегии Военно-промышленной комиссии Российской Федерации Олег Бочкарев на одном из последних совещаний озвучивал задачу по поиску новых ниш для ОПК. Некоторые из них сразу вышли на РСПП и ТПП с просьбой о содействии при составлении необходимой товарной номенклатуры и включении в существующие производственные цепочки.