Екатеринбург, 31 окт 2018, 08:50

Главный уральский поставщик реагентов выходит в розницу

Собственник торговой марки «Бионорд» намерен увеличить производство в два раза, что позволит практически полностью обеспечить потребности российских городов в противогололедных материалах. Большие планы также на розницу.
Читать в полной версии
(Фото: 66.ru)

В год на дорогах и тротуарах нашей страны рассыпают не менее миллиона тонн антигололедных средств. Это и традиционные пескосоляные смеси (ПСС), и инновационные противогололедные материалы (ПГМ). Крупных производителей, выпускающих современные составы, в стране несколько. Один из них базируется в Пермском крае: Уральский завод противогололедных материалов выпускает продукцию под маркой «Бионорд» — именно ее вот уже девять лет закупает Екатеринбург для зимнего содержания дорог.

Перед новым сезоном гололеда основатель компании Рустам Гильфанов, который одним из первых в России занялся производством ПГМ, рассказал РБК Екатеринбург, как развивается сегодня рынок отечественных противогололедных материалов, какие у него перспективы и в каких направлениях идет самая активная исследовательская работа.

Рустам Гильфанов основал производство противогололедных материалов в 2007 году (Фото: РБК Екатеринбург)

— Девять лет дороги Екатеринбурга обрабатывают «Бионордом», и девять лет не утихают споры по этому поводу. Автовладельцы считают, что реагент не то что не снижает аварийность, а, напротив, увеличивает количество ДТП.

— Я сам автолюбитель и прекрасно понимаю, что уральские дороги зимой без реагентов держать в рабочем состоянии сложно. Мое мнение можно подтвердить и более объективными данными — сводками ГИБДД. С тех пор, как Екатеринбург перешел с традиционных пескосоляных смесей на многокомпонентные материалы, количество ДТП, связанных с неудовлетворительными дорожными условиями, снизилось на 72%. Отмечают снижение аварийности и в других городах. В Самаре, к примеру, за шесть лет применения современных составов аварийность из-за скользких дорог зимой снизилась на 36%.

— Вы прямо выделили вот это — «современные составы». Смеси на основе песка совсем устарели?

— У песка есть один, но очень большой недостаток — это дополнительная пыль для города. За зиму он сильно измельчается на дороге, смешивается с истертым асфальтом и кордом шин, плюс к этому накапливает тяжелые металлы от выхлопных газов. В итоге — превращается в очень опасную для здоровья человека мелкую пыль. Екатеринбург, например, уйдя от песка, снизил «пылевую» нагрузку более чем в 100 раз.

— Сколько за сезон высыпается реагента на дороги Екатеринбурга? И сколько за это платит город?

— В прошлом сезоне мы отгрузили вам около 6000 тонн нашей продукции. Примерно на 120 млн руб. Но нужды такого большого города, как Екатеринбург, это не покрывает.

— 120 млн рублей мало?!

— Я говорю не о деньгах, а о количестве материалов. Тех шести тысяч тонн, что приобрел город, при суровых зимах хватает только на то, чтобы содержать в порядке центр и близлежащие улицы. По приблизительным подсчетам, за сезон Екатеринбургу нужно только на дороги 10 тыс. тонн продукции, и еще около 3-5 тыс. тонн — на тротуары.

В зимний сезон 2018-2019 гг. на дороги Екатеринбурга уйдет 4 тысячи тонн противогололедных материалов. Город заплатит за это 70 млн рублей. (Фото: 66.RU)

— Насколько я знаю, по регламенту обрабатывать тротуары в Екатеринбурге должны мелкофракционным щебнем.

— Да, в регламенте действительно прописано, что бороться с гололедом на тротуарах можно только с помощью мелкофракционки. Но щебень не позволяет убрать лед полностью — до чистой поверхности. По идее, мелкую фракцию целесообразно использовать только на уплотненном снеге. А в Екатеринбурге в последнее время зимы малоснежные, с частыми переходами через 0 градусов, когда на тротуарах образуется наледь. В таких случаях щебень не помогает —камушки просто не могут зацепиться за лед.

Мы разработали специальный состав для пешеходных зон — совместно с медицинскими и кожевенно-обувными институтами. Важно ведь, чтоб материал был безопасен для обуви, для животных, для растений. В нашем составе одна часть плавит лед, другая — мраморная крошка — создает шероховатость. То есть и ходить безопасно, и наледь убрать можно.

— Вы собирали какую-то статистику по травматизму, когда работали над этим составом?

— Конечно, у нас есть такие цифры. В среднестатистическом городе-миллионнике за зиму около 8000 человек травмируются из-за гололеда на тротуарах и во дворах. В Москве этот показатель в последние годы существенно ниже — примерно 2000 человек. В 2011 году столица перешла на комбинированные средства с мраморной крошкой, тогда травматизм и снизился.

Согласно опросам, за последние пять лет количество москвичей, довольных качеством уборки улиц увеличилось в шесть раз: с 10 до 61%.

— Раз все так хорошо, почему тогда еще не во всех городах России применяют «Бионорд»?

— Как минимум две причины. Первая — использовать многокомпонентные противогололедные материалы в нашей стране стали относительно недавно. Это в Америке, в Скандинавии их применяют с 40-х гг. прошлого века. А у нас привыкли к традиционным пескосоляным составам.

Вторая причина — многие города, особенно если речь идет не о миллионниках, пока не могут себе позволить современные ПГМ.

— Слишком дорого?

— Дело далеко не только в цене самих материалов. Чтобы работать с такими составами, надо вначале обновить и увеличить парк дорожной техники. Что главное в работе с реагентами? Соблюдение регламента! Если состав просто сыпать на дороги, когда и сколько вздумается, никакого эффекта не будет — ни экономического, ни в снижении аварийности. Именно поэтому, кстати, все эти споры, слухи, домыслы — вредно, грязно, небезопасно.

ПГМ нужны не для того, чтобы снег плавить. Ими обрабатывают поверхность, чтобы льда не было, или убирают накат, который успела возникнуть, пока снег шел. А с рыхлым снегом противогололедными материалами бороться бессмысленно. Его надо предварительно счистить. После обработки поверхности образовавшийся талый снег тоже надо убрать. Это, конечно, требует определенных финансовых ресурсов. Но с другой стороны, если город закупает современную технику, вкладывается в инфраструктуру, то, как правило, затем переходит на новые типы ПГМ. Потому что этот шаг позволяет сократить расходы на содержание сети, если смотреть на систему в комплексе.

При работе с противогололедными материалами важно соблюдать регламент (Фото: 66.RU)

— Во многих регионах России сыплют на дороги «Бионорд»?

— Сейчас нашу продукцию закупают более 50 регионов. Мы есть на Урале, Сибири, Дальнем Востоке, в Москве и Подмосковье, в Поволжье — Самаре, Казани.

— Насколько климат, погодные условия влияют на ваше предприятие? Скажем, на Урале зима в 2017 году началась достаточно поздно — вплоть до декабря снега почти не было. Как это сказалось на вашей работе?

— Противогололедные материалы надо применять вовсе не тогда, когда дороги занесло снегом. Заморозки, переходы через 0 градусов —это уже показания для использования ПГМ. А вообще на этот рынок влияет не только климат, но и цены на сырье, электроэнергию, транспортные расходы. Влияет техническая и инфраструктурная готовность региона. Это достаточно сложный рынок, который требует усилий и постоянного внимания.

— ПГМ — это история больше про опт. Но с недавних пор пакеты с надписью «Бионорд» можно увидеть и в обычных хозяйственных магазинах…

— Мы действительно стали развивать розницу несколько лет назад. Это вполне логично: значительная доля жилого фонда нашей страны — частные дома. Кто, как не ты сам, отвечаешь за безопасность в собственном дворе? Подскользнуться можно, пока идешь от гаража до двери в коттедж. И автомобиль может занести, если у тебя от основной трассы до ворот — наледь.

— То есть владельцы частных домов — это ваши клиенты?

— И не только они. Перед тем, как выйти в розницу, мы хорошо изучили рынок. Он достаточно сложный и неоднородный. Есть еще управляющие компании и ТСЖ: территории внутри жилых комплексов и домов — это их зона ответственности. Понятно, что им нужны смеси не с такими характеристиками, как для коммунальных служб города, но и не с такими, как для частников. А есть еще автомобилисты — им тоже нужны ПГМ. Повторюсь, рынок неоднороден, для каждого сегмента требуется свой подход, свой метод продвижения, своя упаковка. Но тем он нам и интересен.

Первые пробные шаги мы уже сделали: запустили свой интернет-магазин,заключаем договоры с розничными сетями. Но полномасштабный вход УЗПМ в розницу запланирован на 2019-2020 г.

— Что в вашем понимании «полномасштабный»? Сколько это в цифрах сейчас и сколько будет через пару лет?

— Текущий объем розничных продаж мы оцениваем в 30-50 тысяч тонн по всей стране. Но потенциал рынка гораздо больше. В наших планах — паковать более 200 тысяч тонн противогололедных материалов в год.

— Мощностей хватит?

— Хватит — когда введем в строй новые линии. Мы сейчас инвестируем около 1,5 млн евро в оборудование: монтируем линию высокоскоростной фасовки широкого спектра продукции.

Запустили и еще один инвестпроект: будем разрабатывать собственное месторождение — оно, как и наше предприятие, расположено в Пермском крае. Прогнозные вложения — порядка 1 млрд руб. В эту сумму заложены расходы на геологоразведку, лицензию, покупку оборудования, монтаж, обслуживание техники. Добычу начнем уже в следующем году. По нашим планам, после его ввода мы увеличим объемы в производства более чем в два раза – с 500 тысяч тонн до 1 млн тонн.

— То есть все-таки собираетесь засыпать Россию «Бионордом»…

— На самом деле в масштабах России это не так уж много. У нас территории такие, что хватит места и нам, и другим производителям, тем более, как я уже говорил, часть регионов только начинает затачивать свою инфраструктуру на работу с современными ПГМ.

Зарубежные страны тоже интересуются нашими материалами. В феврале этого года УЗПМ впервые участвовал в международном конгрессе зимних дорог — официально это мероприятие называлось XVth International Winter Road Congress 2018. Проходило оно в польском городе Гданьске. Наша продукция заинтересовала представителей нескольких стран. Сейчас мы ведем маркетинговые исследования европейского рынка — будем вырабатывать стратегию выхода на него. В сентябре прошла выставка в Белоруссии. Там тоже многили проявили интерес к новым типам ПГМ. Так что перспективы развития есть и у нас в стране, и за рубежом.

Pro
Начать играть на бирже можно даже имея 10 тыс. рублей — советы начинающим
Pro
«Воспалительный возраст». В Стэнфорде нашли способ отсрочить старость
Pro
«Это лишь пропаганда США». Джеффри Сакс — о кризисе в экономике КНР
Pro
Будьте иллюминатором: как строить крепкие эмоциональные связи
Pro
Мозг все равно вас обманет: Даниэль Канеман — о когнитивных искажениях
Pro
Как торговаться за выходное пособие, если работодатель хочет вас уволить
Pro
Эти мифы управления погубили известные компании. Пора перестать им верить
Pro
Знаки деменции появляются за 15 лет до диагноза. Как не пропустить их