Затраты кандидатов на выборы на Урале законодательно увеличены вдвое
Увеличение избирательного фонда объясняют исчезновением «черного нала»Избирательные фонды кандидатов на выборах всех уровней на Среднем Урале существенно увеличены. Изменения в ст. 73 Избирательного кодекса Свердловской области были утверждены региональным парламентом в конце мая и уже вступили в силу. Таким образом, новая финансовая планка будет впервые применена после официального старта кампании в гордуму Екатеринбурга.
Предельный размер фонда избирательного объединения на выборах в ЕГД увеличен вдвое — с 8 млн до 15 млн руб. При этом если раньше сама партия могла вносить в фонд не более 12% средств, то теперь она может формировать 50%. Абсолютная новелла — увеличение доли финансирования партийного фонда спонсорами — если ранее юрлицо могло официально направить на кампанию 1,25%, то теперь — 20% (до 3 млн руб.), а граждане могут вносить в избирательный фонд до 300 тыс. руб. (2%) — ровно столько же, сколько и сами кандидаты от избирательного объединения.
Для кандидатов-одномандатников в ЕГД общий размер фонда увеличен вдвое — с 2 до 4 млн руб. И если раньше выдвиженец мог сам оплатить не более 0,25% фонда (5 тыс. руб.), то теперь сумма увеличена до 2 млн руб. (50% фонда). Такую же сумму для поддержки кандидата в его фонд может перечислить партия. Ее вклад до изменений по закону был в 8 раз меньше.
Официальный бюджет кандидата на пост губернатора и депутата Законодательного собрания, который выдвигается от политического объединения, оказался одинаковым — фонд ограничен суммой в 50 млн руб. Претендент на пост главы региона может внести на свою кампанию 10 млн руб. (20%), а партия — до 50% фонда. Претендент на мандат ЗакСо от избирательного объединения может лично профинансировать 2 млн руб. (4%). А партия — внести за него до 50% предельной суммы.
В новой редакции Избирательного кодекса области существенно расширены возможности юридических лиц финансировать будущего губернатора: если раньше спонсор не мог внести более 2% фонда кандидата, то теперь в структуре источников доля юрлица доведена до 20%. А любой гражданин вправе вложить в кампанию губернатора до 2% (1 млн руб.). Раньше доля таких инвесторов в структуре фонда на выборы первого лица региона была ограничена планкой в 0,02% (10 тыс. руб.). Кандидат в ЗакСо от избирательного объединения может сформировать деньгами спонсора-юрлица также 20% фонда.
Избирательный фонд претендента на мандат ЗакСо, который идет не от партии, оказался даже ниже, чем в Екатеринбургскую гордуму, — 7,5 млн руб. Доля собственных средств кандидата и партии ограничена половиной фонда. Граждане могут внести 150 тыс. руб. (2%), а юрлица — не более 1,5 млн руб. (20% от фонда). Раньше физлицо было ограничено лимитом в 0,1% от размера фонда, а юрлицо вносило не более 500 тыс. руб. (12%).
Как рассказывают источники в Законодательном собрании Свердловской области, разработкой текста законопроекта занималось свердловское отделение «Единой России» и «заходил» пакет документов в парламент через единороссов. Причины разработки новой редакции в пояснительной записке к законопроекту объясняют тем, что ограничение разных категорий долей финансового участия, которое существовало ранее, позволяло увеличить число спонсоров, но при этом создавало трудности во время выборов, потому что требовало привлечения слишком большого числа граждан и юридических лиц. «Это обстоятельство на практике создает дополнительные организационные трудности при подготовке и проведении выборов в Свердловской области. Способом преодоления возникших организационных трудностей является увеличение предельных размеров средств, перечисляемых в избирательные фонды из всех предусмотренных законом источников, включая добровольные пожертвования граждан и юридических лиц, собственные средства кандидатов и избирательных объединений, средства, выделенные кандидату выдвинувшим его избирательным объединением», — сказано в документе.
Единороссы говорят, что необходимость увеличить фонд сформировалась давно: предыдущая редакция устарела, исходные суммы уже не позволяли вести кампанию, потому что доллар с тех пор подорожал дважды, как и все рекламные носители: даже на наружную рекламу средств не хватало.
Депутат Законодательного собрания Свердловской области Вячеслав Вегнер (голосовал против законопроекта) говорит, что фактически регион получил новую систему финансирования кампании.
«Любая кампания превратится в соревнование денежных мешков. Больше нет необходимости вести конкурентную борьбу, работать на «земле» с избирателем. Не удивлюсь, если при новом размере фонда штабы нечистоплотных кандидатов начнут заниматься «легальным подкупом избирателя» — заключать с физлицами договоры на агитацию, чтобы платить деньги за голоса, но уже по закону», — говорит Вегнер.
У корректировки нормативной базы есть еще несколько причин, считает эксперт Общественной палаты Свердловской области Руслан Щеглов. «Все кампании проходили с использованием огромного объема черного нала. Мало кто, кроме «Единой России», «загонял» деньги в избирательный фонд до верхней планки. И размер фонда, по большому счету, в первую очередь был важен «единороссам». Но сейчас усилиями финансового надзора объем сократился, и многие спонсоры соглашаются финансировать выборы официально», — говорит Щеглов.