Екатеринбург, 22 авг 2022, 14:17

Спрос на одежду уральских дизайнеров вырос в три раза

Читать в полной версии
Фото: Антон Буценко для РБК Екатеринбург

После ухода иностранных компаний с российского рынка в марте 2022 года, продажи локальных производителей одежды, в том числе уральских, начали расти. Причем увеличиваются не только онлайн-, но и офлайн-продажи. Впрочем, пока создатели альтернативных брендов не могут в полной мере конкурировать с Zara, H&M, Uniqlo и др.

По данным онлайн-ретейлера Wildberries, в I полугодии 2022 года оборот вырос на 94% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Наибольшую долю в выручке заняли именно одежда и обувь — 233,2 млрд руб. Доля российских брендов выросла с 64% до 72% от общего оборота.

Дизайнер одежды Мария Гривас отмечает, что с момента начала спецоперации клиентская база и количество пошивов увеличились практически в три раза.

«Если раньше люди отшивали одно-два изделия, то сейчас они отшивают капсулы — все разом. Во-первых, потому что масс-маркет ушел, во-вторых, потому что люди сейчас захотели более статно и интересно выглядеть. Все, кто были в ЦУМе, одевались в Москве, все сейчас идут к нам», — подчеркивает дизайнер.

Однако, несмотря на рост спроса, местные производители сталкиваются с дефицитом кадров, проблемами с поставками тканей и закрытием привычных каналов сбыта.

«Сейчас, после ухода масс-маркета и брендов, наше производство стало востребованным, нам не хватает швей, не хватает оборудования. Мы уже сконнектились с Узбекистаном, несколько дизайнеров, в том числе и мы, решили посетить в сентябре их фабрики и посмотреть, смогут ли они минимальные партии отшивать», — отмечает официальный представитель бренда GEORGE SHAGHASHVILI в России Марина Соколова.

По словам коммерческого директора Local Retail Group Арины Бирюковой, проблему с тканями удалось решить именно благодаря Узбекистану. Если раньше для одежды их бренда Hard Store использовался турецкий материал, то теперь приходится прибегать к узбекским аналогам.

«Турки часто делают какую схему: закупают футер в Узбекистане (там полный цикл производства — от сбора хлопка до покраски тканей) и перепродают с наценкой. Мало того, что приобретать напрямую выгоднее, еще и качество круче. К сожалению, в России тканей нет, только перекуп. В Иваново производят ткани, но на оптимизацию процессов уйдут годы», — рассказали в компании.

Однако не все дизайнеры готовы отказаться от привычных материалов. Как отмечает основатель бренда женской одежды Анна Невзорова, она рассчитывает использовать привычную пряжу из Италии.

«Пока в этом плане все нормально, последняя поставка пришла 4 марта, в конце сентября придет новая. Наши партнеры европейские говорят, что все будет хорошо», — рассказывает Невзорова.

Проблему дефицита кадров в Local Retail удалось решить, и за год там нарастили количество швей с трех до тридцати.

Однако, по словам участников рынка, ситуация остается непростой — нехватку квалифицированных кадров в легкой промышленности фиксировали и до февральских событий. Сейчас из-за нестабильности в экономике ситуация может ухудшиться.

«На нашем рынке есть сильный дефицит кадров. Мы сложно переживали пандемию, так как у нас было немного заказов, поэтому пришлось штат сократить», — рассказывает основательница бренда Inna Koroleva Lab Инна Королева.

Еще одна проблема, с которой сталкиваются российские производители одежды, — сокращение каналов сбыта.

«Мы всеми способами пытаемся сохранить каналы сбыта, потому что раньше продавали на весь мир, у нас были постоянные клиенты и в Америке, и в Европе, сейчас их количество кратно уменьшилось, также была отлажена работа с Казахстаном и Белоруссией, сейчас ощущаем проблемы с оплатой. Очень сложно развиваться, потому что те рекламные каналы, которые у нас были, либо ушли, либо стали очень дорогие», — рассказала Анна Невзорова.

Чтобы продержаться, компании осваивают оптовые продажи. По словам коммерческого директора Local Retail Group, компания сотрудничает со 150 оптовыми заказчиками и представлена на маркетплейсах Wildberries, Ozon, «Сбермаркет», «Яндекс.Маркет». В общей выручке компании 50% занимает розница, 25% — маркетплейсы, еще 25% — оптовые продажи.

О том, как производители работают в условиях падения спроса, выросших цен и перебоев поставок оборудования, читайте в дайджесте «Импортозаместители». Это совместный проект РБК Екатеринбург и 66.RU. Партнеры проекта — компания «ATVIRA», Свердловский областной фонд поддержки предпринимательства, ювелирный дом CHAMOVSKIKH.

Pro
Бизнес все больше полагается на ИИ в вопросах найма. Чем заменяют эйчаров
Pro
Эти мифы управления погубили известные компании. Пора перестать им верить
Pro
Как проходит обмен замороженных активов: главные успехи и риски
Pro
Как найти подход к «плохому» руководителю: советы тем, кто не может уйти
Pro
Мозг все равно вас обманет: Даниэль Канеман — о когнитивных искажениях
Pro
Греция оправилась от кризиса. Почему рост не спасает ее от бедности
Pro
Не признавать ошибки: как живут боссы с посттравматическим расстройством
Pro
Наорал — и все заработало: как управляют командой токсичные руководители