Екатеринбург, 06 июн 2024, 09:54

За шесть лет число баров и алкомаркетов на Урале снизилось на четверть

Читать в полной версии
Фото: Андрей Любимов / РБК

Аналитики «Контур.Фокуса» специально для РБК посчитали, как изменилось количество магазинов, торгующих спиртным, и баров в России с мая 2018 года по май 2024 года. В целом по России сегмент алкомаркетов просел наиболее заметно — их стало меньше на 13–51%. В Свердловской области показатели по обеим категориям примерно одинаковые.

За шесть лет в Свердловской области количество баров снизилось на 22,8% — с 377 до 291, количество алкомаркетов — на 23,8% — с 587 до 447. В целом Свердловская область лидирует по числу таких точек среди регионов в Уральском федеральном округе.

По доле закрытий алкомаркетов лидирует Красноярский край — там закрылась каждая вторая точка. На втором месте — Кемеровская и Тюменская области — там закрылось по 48% алкомаркетов.

Больше всего баров закрылось в Кемеровской области — более трети заведений. На втором месте Волгоградская область с показателем 28%. Замыкает тройку Красноярский край — там за шесть лет баров стало меньше на 26%.

Россия входит в топ-10 самых пьющих стран, по оценке организации экономического развития и сотрудничества «Здоровье вкратце». На первом месте находится Литва, на втором — Австрия, на третьем — Франция. Россия занимает седьмую строчку с показателем 11,1 литра алкоголя на душу населения в год (данные ВОЗ на 2018 год). По данным Минздрава РФ, количество употребляемого алкоголя с 2008 по 2021 год в РФ снизилось с 15,7 до 9 литров в год.

Эксперт «Контур.Фокуса» по экономической безопасности бизнеса Антон Яковлев считает, что существует несколько факторов, которые влияют на сокращение числа алкомаркетов: консолидация рынка, ужесточения в законодательстве и возраст организаций.

«Если подробнее изучить ситуацию, мы увидим закономерность — молодые компании редко начинают торговать спиртным с момента основания. Как правило, сначала они специализируются на чем-то другом — например, на товарах повседневного спроса. В таком случае лицензию на алкоголь чаще получают в первые пять лет существования бизнеса», — считает Яковлев.

Что касается сокращения числа баров, то влияние оказали развитие системы маркировки и правил отчетности.

«В июне ужесточились требования к учету алкоголя в рознице и общепите. Чтобы законно продавать спиртное, бизнес вынужден нести дополнительных расходы: оборудование, лицензии, обучение персонала, системы товароучета. Часто маленькие игроки рынка не могут себе этого позволить», — отмечает эксперт.

Еще один фактор, который влияет на закрытие заведений общепита, — это перенасыщение рынка.

«Превалирование ликвидаций над открытиями можно объяснить тем, что в крупных городах рынок перенасытился, более активный рост сейчас происходит в отдаленных регионах России»‎, — рассказывала 66.RU эксперт «Контур.Маркета» Жанна Шебаршова.

Pro
«Держитесь за замечательные компании»: 4 ошибки Уоррена Баффетта
Pro
«Творческая математика»: топ-5 уловок банков при рекламе ставок по вкладу
Pro
Долговой рынок в эпоху перемен: какие облигации сейчас выбрать инвестору
Pro
На какие льготы может рассчитывать бизнес в 2025 году
Pro
В России и в мире прошли массовые сокращения гендиректоров. В чем причина
Pro
Куда едут цифровые кочевники со всего мира — 7 стран
Pro
Повторение ошибок 70-х: почему инфляция возвращается в Европу и США
Pro
«Динамика продолжит ухудшаться»: что ждет банковский сектор в 2025 году