Екатеринбург, 15 дек 2016, 15:33

Российско-корейский бизнес: как санкции привели YG-1 в «Титановую долину»

Читать в полной версии
Фото: Константин Мельницкий для «РБК-Екатеринбург»

2017 год станет для «Титановой долины» по-настоящему переломным: сразу три резидента планируют запустить здесь свое производство. Среди них — ООО «Инструментальное производство». Это самый молодой резидент, трехстороннее соглашение с которым было подписано лишь в октябре 2016 г. Тем не менее, компания собирается не только начать строительство, но и запустить производство в течение следующего года.

Корреспондент «РБК-Екатеринбург» встретился с руководством компании-резидента и узнал, как в условиях кризиса уральской компании удалось привлечь к проекту корейского инвестора, почему особая экономическая зона в Верхней Салде привлекательнее, чем на западе или востоке страны, и как за год на ровном месте создать импортозамещающее производство мирового уровня.

Сергей Ушаков, директор ПТП «Инструментальная Компания»; Михаил Зайцев, директор «Инструментального производства»; Александр Перфильев, директор по стратегическому развитию ПТП «Инструментальная Компания». (Фото: Константин Мельницкий для «РБК-Екатеринбург» )

— Вы много лет были дистрибьютором иностранных производителей. ПТП «Инструментальная компания» работала и продолжает работать с западными партнерами. Как пришла в голову идея создать компанию — резидента «Титановой долины»? Что изменилось? Зачем вообще создавать свое производство в России?

Михаил Зайцев, директор ООО «Инструментальное производство», коммерческий директор ПТП «Инструментальная компания» (соучредитель ООО «Инструментальное производство — прим. ред.): — Осознание того, что нужно открывать свое производство в России, пришло достаточно давно. И как раз в это время появилась «Титановая долина». В течение этого времени мы смотрели, как развивается инфраструктура особой экономической зоны и какие льготы они могут нам предложить. В итоге в прошлом году мы прошли экспертный совет Минэкономразвития РФ, а в октябре 2016-го — подписали трехстороннее соглашение.

Александр Перфильев, директор по стратегическому планированию «Инструментальной компании»: — Одна из основных задач по созданию этого проекта — это обеспечение наших отечественных заказчиков из авиастроительного, машиностроительного, космического, оборонного комплексов качественным инструментом мирового уровня, но изготовленным в России. Мы все понимаем, что у многих наших заказчиков стремление переходить на режущий инструмент отечественного производства — это инициатива правительства РФ по развитию импортозамещения. Именно импортозамещение — это та основная цель, которую мы преследуем. Трансфер канадских технологий в Россию, в «Титановую долину», позволит нам давать заказчикам то, что они хотели бы получать, но уже изготовленное в России без всяких ограничений.

Михаил Зайцев: — Кроме того, такая продукция и по цене будет дешевле, нежели та, что производится сейчас в Канаде.

«Инструментальная компания» была создана Михаилом Зайцевым и Сергеем Ушаковым в 1996 г. Предприятие поставляет металлорежущий и вспомогательный инструмент, огнеупорные материалы и пневматическое оборудование производственным предприятиям. Среди заказчиков «Инструментальной компании» — ведущие российские компании авиастроительной индустрии и оборонного комплекса.

— В конце ноября вы подписали соглашение с южнокорейской компанией YG-1. Как так вышло, что соинвестором проекта в особой экономической зоне стала корейская компания?​

Михаил Зайцев: — Мы работаем с канадским партнером Minicut International Inc. уже 11 лет Отношения с корейской компанией YG-1 у нас сложились после того, как они приобрели компанию Minicut.

Соинвестором проекта стала корейская компания YG-1. (Фото: Пресс-служба «Титановой долины»)
 

— Как корейская сторона отнеслась к идее открытия производства в России?

Михаил Зайцев: — Не скрою, процесс переговоров с иностранным партнером был долгим. Но здесь нам очень помогло руководство «Титановой долины», при поддержке Минэкономразвития совместными усилиями нам удалось убедить YG-1. Затем к нам приехал основатель, председатель совета директоров и генеральный директор YG-1 Хокьюн Сонг, и мы подписали с ним соглашение. Также проводили совместную встречу с первым вице-губернатором Свердловской области Алексеем Орловым, он подтвердил нам и г-ну Сонгу все намерения «Титановой долины». Г-н Сонг был полностью удовлетворен поддержкой правительства и региона, и РФ.

Сергей Ушаков, директор «Инструментальной компании»: — Более того, хотелось бы добавить, что руководство особой экономической зоны нам в прошлом году встречу в Южной Корее. Личное присутствие представителей «Титановой долины» и правительства сыграло одну из важных ролей для подписания соглашения. Наши корейские партнеры сразу убедились в серьезности проекта.

ООО «Инструментальное производство» — совместное предприятие, зарегистрированное в России. В состав акционеров входит крупнейший мировой производитель режущего инструмента. Компания основана в 1981 г., входит в пятерку крупнейших производителей осевого инструмента в мире. Имеет 23 производства по всему миру.

Minicut International Inc. — канадская компания (Монреаль), создана в 1963 г., специализируется на производстве высокопроизводительного режущего инструмента для авиакосмической и металлообрабатывающей промышленности. Среди заказчиков — Boeing, Airbus, GKN Aerospace, Embraer, Bombardier Aerospace.

— Почему все-таки «Титановая долина»? Я уверена, что и в других ОЭЗ вам бы оказали поддержку…

Михаил Зайцев: — Самым важным фактором для строительства именно в «Титановой долине» для наших корейских партнеров стали предлагаемые льготы. Они, на наш взгляд, самые лучшие из всех, что предлагают особые экономические зоны в России. Во-вторых, это развитие инфраструктуры. Мы видим, что оно идет по графику. Нам предложили такие условия по инфраструктуре: строй производство — и поехали работать. Я надеюсь, что все так и будет. В-третьих, мы сами располагаемся в Екатеринбурге, поэтому производство в Верхней Салде — наиболее удобное.

— Удаленность от Москвы как-то скажется?

Михаил Зайцев: — Абсолютно нет. Логистика сейчас работает прекрасно, и доставить груз из Екатеринбурга в Новосибирск, Иркутск, Комсомольск-на-Амуре занимает от трех до семи дней, до Москвы — два-три дня. Екатеринбург — это центр России. И, может быть, даже лучше, что мы находимся здесь, а не где-то на востоке или западе страны.

— Вероятно, еще один немаловажный фактор — это близость ВСМПО-АВИСМА. Корпорация же ваш главный потребитель?

Михаил Зайцев: — К ВСМПО-АВИСМА мы относимся не просто как к заказчику. Они наш стратегический партнер, в сотрудничестве с которым мы очень заинтересованы. ВСМПО — первые, с кем мы начали работать, и хотим продолжить это сотрудничество в будущем. Второй стратегический партнер в Салде — Ural Boeing Manufacturing. И мы прилагаем много усилий, чтобы удешевить выпуск их продукции, увеличить объем и сократить время производства.

Сергей Ушаков: — Наше будущее производство и станочный парк мы хотим максимально адаптировать к особенностям ВСМПО-АВИСМА и Boeing. При выборе оборудования будем ориентироваться именно на этих ключевых заказчиков.

Михаил Зайцев: — Впрочем, у нас заказчики — вся Россия: от Комсомольска-на-Амуре до Воронежа. В основном это авиационные предприятия, оборонного комплекса, машиностроительные, предприятия космической и авиационной отрасли. В дальнейшем мы планируем выходить на зарубежные рынки. Это стратегия г-на Сонга. Он нам сообщил, что будет реализовывать эти планы вместе с нами, а «Инструментальное производство» будет расширять горизонты.

«Титановая долина» предложила новому резиденту наиболее выгодные, на их взгляд, льготы. (Фото: Пресс-служба «Титановой долины»)

— С кем резидент планирует работать за рубежом? Западные, восточные рынки?

Михаил Зайцев: — Наши потенциальные европейские заказчики — это все те компании, с которыми на протяжении нескольких десятилетий работал Minicut: Boeing, Airbus, Bombardier и др. Можно перечислять все известные компании, которые работают на авиацию и космос в мире. Небезразличны нам и восточные рынки. Компания YG-1 там себя достаточно хорошо показала, и эти рынки мистер Сонг тоже рассматривает.

— Почему все эти компании захотят покупать инструмент именно у вас? Неужели нет конкурентов?

Александр Перфильев, директор по стратегическому планированию «Инструментальной компании»: — Конкуренты у нас есть по всему миру, инструмент делают многие. У нас есть один уникальный момент: волновая кромка, которая позволяет значительно повысить производительность, сократить себестоимость обработки и увеличить выпуск продукции за счет геометрии наших фрез.

— Потенциальный конкурент у вас есть и в «Титановой долине». Свердловский инструментальный завод не оставляет затею открыть в особой экономической зоне свое производство. Насколько они для вас опасный конкурент и конкурент ли вообще? Или, может, это будет кооперация?

Александр Перфильев: —О планах Свердловского инструментального завода нам достоверно не известно, с ними мы этот вопрос еще не обсуждали. Но мое личное мнение — кооперация возможна. Если эта кооперация выгодна и той, и другой стороне — почему бы и нет.

Сергей Ушаков: — Более того — это здоровая конкуренция, потому что номенклатура выпускаемой продукции пересекается. Здоровая конкуренция никому не мешает.  

— С рынками и конкурентными преимуществами понятно. Расскажите о самом будущем производстве.

Александр Перфильев: — Мы планируем развивать наше производство в несколько этапов. Когда мы говорим о сроках реализации — запуск в эксплуатацию в конце 2017 года — это первый этап. Это относительно небольшое производство. Мы планируем создать 10 рабочих мест. Дальнейшее развитие будет сильно зависеть от того, как все получится на первом этапе. И наши партнеры тоже с этим согласны.

— Вы не боитесь столкнуться с нехваткой кадров? Конечно, десять человек на первом этапе — это не много, но ведь производство будет развиваться. Верхняя Салда — это моногород. И проблема кадрового голода и нехватки специалистов очень актуальна. Практически все работоспособное население задействовано на «ВСМПО-Ависма». Но, как рассказывал в интервью «РБК-Екатеринбург» Михаил Воеводин, даже этих людских ресурсов им не хватает. Как вы будете решать проблему?

Александр Перфильев: — Нам нужны специалисты совершенно определенного профиля, но проблем не будет — таких специалистов готовят во многих учебных заведениях. Вопрос кадров мы прекрасно понимаем, понимаем риски и начали прорабатывать этот вопрос уже сейчас. Подбираем специалистов как в Салде, так и за ее пределами.

— Ваш зарубежный партнер будет приглашать своих специалистов?

Александр Перфильев: — Зарубежные специалисты будут участвовать в начальных стадиях работы предприятия — освоении технологии производства.

— И напоследок: расскажите о своих дальнейших планах.

Александр Перфильев: — В будущем мы планируем увеличение объемов производства, удлинение производственной цепочки, чтобы больше операций проводить именно в «Титановой долине». Впрочем, давайте поговорим об этом после реализации первого этапа.

Pro
Как Scale AI зарабатывает миллиарды на обучении ИИ
Pro
B2b-маркетплейсы в 2025 году: какие 6 трендов будут доминировать
Pro
СЕО стали меньше заниматься стратегией. Почему и кто виноват
Pro
Синдром варяга. Почему компании продвигают чужих, а не своих сотрудников
Pro
Солнечный удар по экономике: как вспышки на Солнце повлияют на рынки
Pro
Почему ЦБ сохранил ставку и удастся ли теперь избежать разгона инфляции
Pro
Чтобы агроном получал больше айтишника: как решают вопрос кадров в селе
Pro
Что делать, если нет новогоднего настроения