Екатеринбург, 19 дек 2017, 13:05

Аркадий Чернецкий: «Мы привыкли считать себя провинцией. Перестаньте»

Бывший глава Екатеринбурга — о шансах города выиграть «Экспо-2025» и получить новое метро и инфраструктуру, а также об уральском скромном менталитете, который пора менять.
Читать в полной версии
Фото: архив 66.RU

Аркадий Чернецкий, член Совета Федерации, самый известный бывший мэр Екатеринбурга, оказавший огромное влияние на развитие города, рассказал журналисту «РБК-Екатеринбург» о своем участии в продвижении заявки на проведение «Экспо-2025», о том, почему российское правительство доверило право побороться за выставку именно нашему городу, и том, как Екатеринбург будет развиваться в будущем — с «Экспо» или без него.

— Аркадий Михайлович, какова ваша роль в нынешней заявочной кампании Екатеринбурга на «Экспо-2025»?

— В прошлый раз, в борьбе за «Экспо-2020», я был председателем наблюдательного совета, в этот раз им определили министра промышленности и торговли РФ Дениса Мантурова. Я сейчас член оргкомитета.

Тогда мне пришлось достаточно много встречаться с руководителями государств, на чью поддержку мы рассчитывали, — у меня было более 40 таких встреч. На сегодняшний день у меня больше загрузки по основному месту работы, но мне уже предложили несколько подобных международных экспедиций возглавить. В феврале-марте, если согласую расписание, в восемь или девять стран должен поехать. Еще не знаю, какие это могут быть государства.

— Расскажите подробнее об участии федеральной власти в борьбе за проведение «Экспо».

— В этот раз инициатива подать заявку на проведение «Экспо» принадлежала именно федеральной власти, а не городу — то есть Федерация посчитала, что Россия не должна выпадать из общей повестки, что мы имеем возможность бороться за проведение выставки, и что наиболее подходящим и подготовленным городом для этого является Екатеринбург: с точки зрения наличия опытной команды, перспектив, возможностей, человеческого потенциала. Это решение не главы города и даже не губернатора, оно принималось на уровне президента РФ Владимира Путина и председателя правительства РФ Дмитрия Медведева.

— Вице-губернатор Александр Высокинский в интервью для «РБК-Екатеринбург» рассказал, что МИД активно включен в продвижение нашей заявки, потому что ресурсов Свердловской области и губернатора Евгения Куйвашева, несмотря на все усилия, на это попросту не хватает. Вы тоже взаимодействуете с ведомством?

— Я думаю, вы понимаете, что МИД — это узловой участник всей заявочной кампании, многие вопросы решаются через посольства РФ в соответствующих странах. Есть автономная некоммерческая организация «Заявочный комитет «Экспо-2025», он занимается организационными вопросами вроде презентаций, проведения культурных акций и приезда комиссии Международного бюро выставок в Екатеринбург. Но работа по продвижению заявки — особая, и в ней главными участниками являются МИД и его посольства. Дипломаты работают в разных странах, выясняют, насколько там готовы поддержать нашу заявку; они понимают, о каких темах говорить; обеспечивают прием делегаций России, которые продвигают заявку, и организуют встречу с необходимыми людьми в этих странах.

Министр иностранных дел Сергей Лавров на прошлой неделе выступал на «правительственном часе» в Совфеде, и я спросил его, насколько его ведомство готово к работе с заявкой Екатеринбурга. Лавров хорошо знает о ситуации и наших соперниках, организовывает соответствующую работу по продвижению России. Он еще раз подтвердил, что вопрос «Экспо» в Екатеринбурге фигурирует в повестке любых встреч, проводимых российскими делегациями на уровне межправительственных, межпарламентских контактов и даже на уровне некоммерческих. Более того, МИД обязательно включает эти вопросы в международные переговоры президента и председателя правительства.

Для меня такие действия министерства стали очень хорошим сигналом, потому что сегодня сложно выиграть без полноценного включения МИДа и высших руководителей страны в продвижение заявки России. Я подчеркиваю — это заявка России на площадке Екатеринбурга. И нам нужны ресурсы всех инстанций, которые имеют международные выходы и контакты.

— Вице-премьер РФ Аркадий Дворкович заявлял, что Екатеринбург получит от государства деньги на развитие вне зависимости от того, выиграет заявку на «Эспо» или нет. О каких бюджетных вливаниях идет речь? Особенно учитывая то, что Свердловская область — не дотационный регион.

— Я не знаю, о каких деньгах говорил Дворкович, спрошу его на ближайшем «правительственном часе», потому что ни нам, ни вам он ничего не уточнял. Возможно, это как некий общий тренд, что такие города, как Екатеринбург, нужно поддерживать, потому что это реальная точка роста — и таких точек в стране, к сожалению, немного.

— Как Екатеринбург будет преобразовываться к «Экспо», помимо того, что на берегу Верх-Исетского пруда построят новый «умный город»? Будет ли какая-то дополнительная концепция для других районов?

— Смотрите Генплан города. Его никто не отменял. В России много городов, которым сказали: «Если у вас нет Генплана, у вас не будет права выпускать градостроительную документацию». Так вот у нас Генплан сделан не для того, чтобы кому-то глаза мозолить, а как главный организующий документ, поэтому работать будем по нему. Те направления, которые сегодня в Генплане обозначены, они реально будут развиваться, особенно учитывая, что он разработан на большой промежуток времени — 25-30 лет. Я вам сейчас не могу сказать, что будет в первую очередь, а что — во вторую. Но то, что работа будет вестись в соответствии с Генпланом — это совершенно точно, потому что главной предпосылкой того, чтобы город развивался в определенном направлении, является инфраструктура, и ее надо делать заранее.

Например, когда я работал в администрации Екатеринбурга, мы заключили с энергетиками очень хорошее соглашение. У нас в целом по балансу электроэнергии хватало по городу, но были участки, где не доставало. Поэтому мы договорились сделать больше десяти подстанций, чтобы те углы города, которые оказались без электроэнергии, но у нас в Генплане были, получили это электричество. Так мы решили эту задачу для всего города.

Следующие темы — это дороги; вопросы, связанные с обеспечением водой и канализацией; это баланс по теплу. Инфраструктурные дела предшествуют тому, чтобы город активно развивался.

— В случае выигрыша город получит на проведение «Экспо-2025» огромные вливания — сейчас речь идет о 100-150 млрд рублей. Куда, помимо строительства экспо-парка, стоит, на ваш взгляд, направить эти деньги в первую очередь?

— В первую очередь это все, что связано с инфраструктурой. Сейчас мы захватываем маленькие кусочки: по электроэнергии решили, по теплу — наполовину решили, по канализации — решили только в одном направлении, и так далее. С «Экспо» мы отработаем эти вопросы полностью.

Во вторую очередь — это общественные пространства. С точки зрения далекой перспективы мы с вами вообще не отрабатываем тот же Верх-Исетский пруд. Я думаю, через 200 лет центр Екатеринбурга переместится туда, потому что большая вода — это красиво и всегда притягательно. Эта тема с общественными пространствами может и должна быть отработана, если мы получим «Экспо».

— Стоит ли надеяться, что в городе появится новая ветка метро, если заявку на «Экспо» выиграем?

— Я в этом практически не сомневаюсь: будет «Экспо», будет и метро. Без выставки метро тоже появится, но намного позже. Потому что это дорогой и долго окупаемый проект, и найти на него инвесторов очень сложно.

— Вообще, по-вашему, Екатеринбург дорос в своих компетенциях до того, чтобы проводить такие мероприятия, как «Экспо»?

— Вопрос компетенций, по сути, вопрос — организационный. Но если они появляются, есть ли тот, кто сможет их выполнить? Я не случайно говорю, что главный момент, почему Екатеринбург был выбран местом проведения выставки в России, — в том, что здесь очень мощный личностный кадровый потенциал. Нам не надо начинать с обучения специалистов: находить старшеклассников, отправлять в хорошие вузы, ждать, когда они выучатся, потом — пройдут практику, и вот только после этого получить людей, которые в состоянии выполнять ту или иную функцию. Нам этого не нужно, потому что наш кадровый потенциал абсолютно годится на то, чтобы выполнить любую компетенцию.

Если где-то надо пригласить особо одаренных творческих людей — нет вопросов, это практика всего мира. Но в плане такой текущей, черновой работы, без которой никакой всплеск невозможен, у нас такие специалисты есть. Поэтому для нас принципиально важным вопросом при подготовке «Экспо» остается вопрос финансирования. Мы всегда ограничиваем полет своих идей только наличием денег.

Есть еще один вопрос, который нужно решить. Возможно, кому-то он покажется не самым важным, но над ним надо работать. Это касается нашей ментальности. Мы почему-то привыкли считать себя провинцией. И отсюда все эти «ну куда нам там до «Экспо»?». Мы в прошлой заявке выиграли у Сан-Пауло — города-государства с населением в 12 млн человек, валовый продукт которого равен четверти всего ВВП Бразилии. И ничего, выиграли и никаких вопросов не задавали. Понимаете? Не нужно себя унижать, не нужно себя плеткой охаживать. Надо ставить задачи без «закидонов», но сложные. И выполнять их.

Pro
Пять признаков того, что в компании «хромает» клиентский сервис
Pro
Сотрудники молчат: 6 страхов, которые мешают им делиться своим мнением
Pro
Согласовать с властями. Как купить компанию или долю в ней в Белоруссии
Pro
Как проходит обмен замороженных активов: главные успехи и риски
Pro
«Снова вырастут цены». Эйчары назвали отрасль с рекордным дефицитом людей
Pro
Как заработать на дивидендах весной 2024-го: топ-10 российских акций
Pro
Атака на рассвете: почему жаворонки чаще преуспевают в бизнесе
Pro
Греция оправилась от кризиса. Почему рост не спасает ее от бедности