Как добывают медь в Гайском руднике
Читать в полной версии
Гайский подземный рудник — самое глубокое в СНГ и Европе предприятие, добывающее медьсодержащую руду.
Гайский рудник вполне можно назвать подземным городом: здесь есть свои улицы и переулки. Правда, привычных проспекта Ленина и улицы Гагарина не найти — вместо этого квершлаги, штреки, стволы, орты. Общая протяженность выработок — около 250 километров. Самая длинная дорога — наклонный ствол — 20 километров: по ней своим ходом опускаются и поднимаются машины.
Ежедневно под землю спускаются 2000 человек — машинисты, проходчики, взрывники, операторы установок, маркшейдеры. Даже автомеханики есть: на 990-м горизонте — почти в километре от поверхности — расположен подземный автосервис.
В автопарке подземного рудника — более 200 машин: самосвалы, погрузчики, экскаваторы. Большая их часть не поднимается на поверхность годами: техническое обслуживание, текущие и аварийные ремонты проводят на месте.
Здесь же расположен токарный цех. Расходники на импортную и отечественную технику — болты, гайки, штуцеры и проч. — делают в нем. Это дешевле и быстрее, чем отправлять заказ на-гора.
В середине декабря под землю спустился погрузчик, созданный специально для Гайского ГОКа на Шадринском авто-агрегатном заводе (также входит в группу предприятий УГМК). Геннадий Ставский рассказал, что идея выпустить эту машину на ШААЗе принадлежит УГМК: «Пока сложно сказать, какой будет машина в эксплуатации, но мы рассчитываем в перспективе на значительную экономию средств за счет закупки погрузчиков от ШААЗа. В техническом задании мы подробно расписали характеристики, которые должны быть у новой техники, чтобы она работала как можно дольше без поломок. Инженеры все это соблюли».
В следующем году автосервис опустят ниже. «Добыча уходит глубже, поэтому экономичнее будет опустить и обслуживающие подразделения. Сейчас на горизонте-1075, куда мы опустим сервис, работают дробильно-конвейерный и дозаторный комплексы», — поясняют на руднике.
Углубить шахту планируется и дальше: запасов, разведанных до горизонта-1310, должно хватить еще на 20 лет. Ведется разведка и более глубоких горизонтов — минус 1600 метров от поверхности земли.
Руду в шахте добывают с помощью взрывов и самоходной техники. Взрывы проводят в конце каждой смены — перед этим горняки поднимаются на поверхность, в шахте остаются только взрывники и те, кто отвечает за работу насосов.
Бурение ведется в двух направлениях — горизонтальном и вертикальном. Горизонтальные выработки делает вот такая установка: бурами, которые навешаны на распорные колонны, машинист управляет из кабины. Чтобы произвести взрыв, оператор сверлит 40–45 отверстий — шпуров. Позже в них заложат взрывчатку.
Для очистных работ в камерах используют установку веерного бурения Solo шведской фирмы Sandvik. Производительность этой машины — до 55 погонных метров в смену. Пульт, с которого она управляется, стоит в нескольких метрах от бура — чтобы обеспечить безопасность оператору. В этом месяце бригада Solo установила рекорд — пробурили в общей сложности 7 километров.