Екатеринбург, 09 апр 2018, 16:29

Микрозаймы достигли рекордного роста

Основным драйвером рынка стало падение уровня жизни
Микрофинансовый рынок стабильно растет. В потребительском секторе — за счет «быстрых денег», микрозаймы для бизнеса росли благодаря «отказу» банков от ИП.
Читать в полной версии
Фото: 66.RU

Выжить до зарплаты

Российский рынок микрофинансирования показал рекордный рост по итогам 2017 года — 242 млрд руб. Его объем в 2018 году вырастет на 15–20% (озвучивается цифра в 278–280 млрд руб.). В 2017 году более 8 млн заемщиков воспользовались услугами микрофинансовых организаций (МФО). Рост по сравнению с 2016 годом превысил 62%. Средний размер займа физических лиц составлял 9,5 тыс. рублей. В структуре совокупного портфеля микрозаймов потребительские займы занимают около 58%.

У россиян все меньше денег на текущее регулярное потребление, и они готовы ради выживания влезать в долги под большие проценты. По данным МФК «Домашние деньги», снижается доля договоров с досрочным погашением. В 2016 году досрочно выплачивали всю сумму 10% заемщиков, в 2017 году их стало уже 8%. Прогноз на 2018 год неутешителен для заемщиков — число людей, досрочно погашающих долги, упадет еще, до 6,5–7%.

В Свердловской области, по последним данным Банка России, за 9 месяцев 2017 года совокупный портфель микрозаймов Свердловской области увеличился на 29% по сравнению с аналогичным периодом 2016 г. и составил 1 174 млн руб.

Говоря структуре рынка, директор Российского микрофинасового центра Елена Стратьева объясняет, что основная доля — это потребительские займы. Этот портфель делится на так называемые «займы до зарплаты» — PDL-займы, POS-микрозаймы и ипотеку.

Оставшаяся половина рынка сформирована продуктами для субъектов малого и среднего предпринимательства (51%). В структуре этих займов в Свердловской области рост произошел в сегменте микрокредитования индивидуальных предпринимателей — они взяли на 15% больше микрозаймов, чем за аналогичный период 2016 года. При этом спрос юридических лиц на продукты микрокредитования упал на 11%, а сумма выданных займов снизилась до 142 млн руб. Средняя сумма займа индивидуальных предпринимателей на Среднем Урале составила 0,9 млн рубля, юридических лиц — 1,1 млн рубля. Средний срок займа варьируется от трех месяцев до трех лет.

«Это очень медленнорастущая группа. Основной сегмент игроков, работающих в этом секторе, — территориальные фонды поддержки предпринимателей. Я не скрываю, что основная масса работает с более высокими ставками, по сравнению с банками или Корпорацией МСП. Конечно, никто не говорит, что всем нужно брать по пять млн руб. под 700% в качестве инвестиционных средств. Но учитывая, что на оформление документов для получения классического продукта может уйти месяц и больше, очень важно, чтобы у предпринимателей был такой инструмент, который можно использовать по принципу «здесь и сейчас». Этими деньгами можно быстро перекрывать кассовые разрывы, зная, что завтра будут оборотные средства», — говорит Стратьева.

«Белый сектор» будет сжиматься

Рынок микрофинансирования переживает трансформацию: значительное количество игроков уходит в связи с ужесточением регулирования со стороны Банка России. А у компаний, которые занимались преимущественно предоставлением микрозаймов бизнесу (самая «прозрачная» часть профучастников рынка), появилась больная тема — исчезновение ресурсов.

Сейчас основными игроками в этом сегменте являются территориальные и муниципальные фонды поддержки предпринимателей, которые перераспределяют средства, полученные на поддержку из бюджета. Ключевым преимуществом этих продуктов является низкая ставка: господдержка на льготных условиях по программе Министерства инвестиций и развития Свердловской области — это ставка 10%.

Но федеральные власти декларируют сокращение объема льготных денег с полным замещением их коммерческими кредитами. Другими словами, доля дешевых микрозаймов, которые обеспечивали рост «предпринимательского портфеля», станет меньше.

«Никто не понимает, что будет завтра. У них [фондов] зыбкая поддержка Минэкономразвития. Им озвучили участие в программах «Корпорации МСП». Важно, какую маржу могут разрешить фондам, тогда и будет выстроена какая-то стратегия по микрозаймам для бизнеса, будет уже какая-то ясность. Решений по маржинальности пока нет. От «Корпорации» предложен вариант, по которому в программе участвуют банки, в сентябре прошлого года прозвучало, что фонды будут участвовать по такой же программе», — говорит Стратьева.

Если фонды в регионах будут получать от корпорации средства для выдачи микрозаймов под 6,5%, то должны будут закладывать минимальную маржу в 3-4%. Ставка ниже, объясняет один из участников банковского рынка, делает продукт убыточным.

Директор Свердловского областного фонда поддержки предпринимательства Евгений Копелян считает, что рентабельность микрофинансирования должна быть не ниже, чем рентабельность от размещения средств на депозитах. «Важно, чтобы у микрофинансовой организации был стимул для реализации инструмента, потому что финансовые инструменты являются донорами для нефинансовых программ», — говорит Копелян.

Но в таком случае микрозайм становится вряд ли конкурентоспособен. Это вынудит территориальные фонды со временем отказаться от их выдачи и зарабатывать на разнице от размещения средств на депозите.

Pro
Почему две трети иностранных компаний не торопятся уходить из России
Pro
Таможня КНР не пускает ваш груз: что вы не учли, заказывая товар в Китае
Pro
Бизнес среднего возраста: 4 причины открыть свое дело после 40 лет
Pro
Не признавать ошибки: как живут боссы с посттравматическим расстройством
Pro
Быстро и дешево запустить сайт или приложение: польза и риски low-code
Pro
Ленивые и богатые: как зумеры становятся самым зажиточным поколением
Pro
США проспали становление Китая. Что угрожает американской экономике
Pro
«В крипте нет спасения». Почему биткоин «упал как камень»