«Ушла на базу». Банковская реформа ограничила развитие малых банков
Предложение, от которого нельзя отказаться
В уходящем 2017 году произошло важнейшее для банковского сектора событие — президент России Владимир Путин подписал закон о разделении банков по перечню разрешенных операций в зависимости от лицензии — универсальной или базовой. Документ вступил в силу с 1 июня, а с 1 января 2018 года вступят в силу требования об установлении минимального размера капитала для банков с универсальной лицензией. Процедуры по увеличению капитала должны быть завершены к 1 января 2019 года — то есть у банков есть еще год, чтобы принять решение.
О разделении банков (в первом варианте они назывались федеральными и региональными) Центробанк заявил осенью 2016 года. В итоге ЦБ остановился на понятии базовой лицензии (от 300 млн рублей) и универсальной лицензии (от 1 млрд рублей). Между тем предельный размер капитала банка с базовой лицензией составит 3 млрд рублей. При достижении этой планки ЦБ применит к банку требования в полном объеме. Банк, чей капитал на 1 января 2018 года составляет не более 1 млрд рублей и не менее 300 млн рублей, в течение 2018 года должен получить базовую лицензию.
«Банк России и раньше стимулировал банки на увеличение капитала. Последняя минимальная планка составляла 300 млн рублей и все старались ее «подтянуть» до нужной величины. В этот раз регулятор решил ввести требование о повышении капитала до 1 млрд руб., но многие региональные банки не смогли бы сделать этого, и возникло бы очень сильное сопротивление. Поэтому было решено, что они могут остаться в прежних параметрах и работать как базовый банк, но с рядом ограничений», — объясняет заместитель председателя Уральского банковского союза Евгений Болотин.
Пять и шесть
Согласно официальным данным Центробанка, в России чуть более половины банков подходят под требования универсальной лицензии — 268 банков имеют капитал свыше 1 млрд руб. Еще 28 вполне могут дотянуть до уровня универсального — их капитал варьируется от 700 млн до 1 млрд рублей. 62 банка с капиталом от 500 до 700 млн рублей, еще 140 — с капиталом до 500 млн рублей.
Шесть финансово-кредитных организаций, имеющих «прописку» на Среднем Урале, соответствуют параметрам универсального банка: УБРиР (с капиталом 25 млрд рублей), Меткомбанк (23 млрд рублей), СКБ-банк (15 млрд рублей), «Кольцо Урала» (5 млрд рублей) и банк «Екатеринбург» (1 млрд рублей). Последний банк из этого списка — ВУЗ-банк. Он находится на санации УБРиР и в этот период на него не распространяются требования закона о получении базовой лицензии. Таким образом, ВУЗ-банк продолжит работать по универсальной лицензии.
При этом в Свердловской области базовую лицензию могут получить пять кредитных организаций (исходя из имеющихся на 1 ноября данных): «Уралтрансбанк» (с капиталом 962 млн рублей), «Нейва» (736 млн рублей), «Первоуральскбанк» (409 млн рублей), «Уралфинанс» (370 млн рублей) и «Тагилбанк» (320 млн рублей).
Как рассказал «РБК-Екатеринбург» председатель правления банка «Нейва» Павел Ефремов, основным сценарием их развития является сценарий с базовой лицензией. Сейчас банк увеличивает свой капитал за счет зарабатываемой прибыли, участники банка инвестируют в банк дополнительные суммы.
«Также есть ряд заинтересованных инвесторов, готовых войти в капитал банка, чтобы нарастить его до суммы более 1 млрд рублей. Если по условиям вхождения они договорятся с существующими участниками, то капитал вырастет, — отмечает Павел Ефремов. — Но какого-то горячего желания нарастить его любой ценой и получить универсальную лицензию, такого нет. По нашим прогнозам, в течение 2018 и 2019 годов мы сможем только за счет заработанной прибыли увеличить капитал банка до суммы свыше 1 млрд рублей».
По данным источника «РБК-Екатеринбург» на банковском рынке, «Уралтрансбанк» также разрабатывает стратегию увеличения капитала и, вероятнее всего, будет претендовать на универсальную лицензию в 2018 году. Таким образом, в 2019 году в регионе могут остаться три банка с базовой лицензией.
Всего десять отличий
Главные отличия — предъявляемые регулятором требования к банкам и разрешенные банковские операции.
Отличие № 1. При базовой лицензии банк должен выполнять всего 5 базовых нормативов: достаточности собственных средств (капитала) банка (Н1.0); достаточности основного капитала банка (Н1.2); текущей ликвидности банка (Н3); максимального размера риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков (Н6); максимального размера риска на связанное с банком лицо (группу связанных с банком лиц) (Н25). Банки с универсальной лицензией должны выполнять все действующие нормативы.
Отличие № 2. Банк с базовой лицензией не обязан (в отличие от «универсала») выполнять технически сложные требования международных стандартов.
Отличие № 3. К банкам с базовой лицензией снижены требования по отчетности, включая МСФО.
Отличие № 4. Международные операции проходят только через счета в банках с универсальной лицензией.
Отличие № 5. Банк с базовой лицензией не может осуществлять ряд банковских операций с иностранными юридическими и физическими лицами. В частности, запрещены операции по размещению привлеченных от них средств. Запрещена также выдача банковских гарантий под средства иностранных юридических и физических лиц. Отличие № 6. Банк с базовой лицензией не может привлекать во вклады драгоценные металлы, приобретать права требования к иностранным организациям, осуществлять с ними лизинговые операции, а также выдавать поручительства.
Отличие № 7. Банк с базовой лицензией не может открывать счета в иностранном банке, за исключением счетов, открытых для участия в иностранной платежной системе. Договор банковского счета с иностранным банком подлежит расторжению в течение года с даты приобретения статуса банка с базовой лицензией. Отличие № 8. Банки с базовой лицензией не обязаны раскрывать сведения о принимаемых рисках, процедуре оценки рисков, порядке управления рисками и капиталом. Отличие № 9. Банки с базовой лицензией при работе на рынке ценных бумаг вправе совершать операции и сделки только с ценными бумагами, включенными в котировальный список первого уровня, либо с ценными бумагами, которые отвечают требованиям Банка России. Отличие № 10. Только банки с универсальной лицензией могут с разрешения ЦБ создавать филиалы и иметь дочерние организации за рубежом или открывать представительства. Однако до 1 января 2019 года банки с капиталом менее 1 млрд рублей могут с разрешения ЦБ создавать филиалы и иметь дочерние организации за границей. Анализ показал, что те послабления в отчетности, которые дает базовая лицензия, не принесут особого сокращения затрат. Однако пока разделение не состоялось, точно просчитать последствия работы банков с новыми лицензиями сложно.
Что все это значит?
Президент России Владимир Путин во время своей ежегодной конференции в декабре напомнил о решении ввести разделение на банки с универсальной и базовой лицензией. «Предполагается, что именно банки с базовой лицензией будут активно работать с малым и средним бизнесом», — добавил он. Впрочем, именно это считается ключевой проблемой, на которую указывают большинство опрошенных «РБК-Екатеринбург» банкиров. «Малый бизнес является самым сложным клиентом: доход от этого портфеля у кредитной организации не сопоставим с риском по нему. Поэтому его всегда пытались балансировать за счет других продуктов, но ограниченная лицензия резко сокращает выбор инструментов. Я думаю, что это будет очень проблемная финансовая модель», — говорит один из банкиров, пожелавший остаться неназванным.
Банкам с базовой лицензией придется сфокусироваться на малом бизнесе. Но это не означает, что они начнут существенно увеличивать объем кредитного портфеля данной категории клиентов из опасения увеличения плохой задолженности. По мнению г-на Болотина, базовые банки придут к необходимости создавать максимально широкой спектр операционных услуг. «В Екатеринбурге такая модель всегда была достаточно хорошо развита. На мой взгляд, банки начнут позиционироваться как расчетные организации, развивать сервисы и зарабатывать на этом комиссионные», — предполагает Болотин.
Павел Ефремов считает, что базовые банки должны будут переориентироваться на малый бизнес лишь в части кредитования. В части расчетно-кассового обслуживания они смогут работать с клиентами любых размеров.
«В этом ограничении есть интересный парадокс. Риски кредитования малого бизнеса у нас в стране высоки. Заявленная цель выделения базовых банков — ограничить проведение высокорисковых операций в обмен на послабление в надзоре, — отмечает Павел Ефремов. — Но по факту текущие нормативные документы Банка России, наоборот, будут вынуждать базовые банки кредитовать более рисковый сегмент клиентов, отодвигая их от кредитования крупных надежных корпоративных клиентов. Так что пока методы реализации разделения банков на две группы входят в противоречие изначальным целям этой инициативы».
По словам банкира, время для новой банковской реформы было выбрано неудачно, поскольку сейчас Центробанк проводит масштабные изменения в части надзора за банками и, как любые глобальные преобразования, этот процесс сопровождается рядом перекосов, которые и так сильно усложняют деятельность банков. Поэтому, считает Ефремов, логичнее было бы сначала наладить надзор за банками и завершить расчистку системы от проблемных банков, и лишь после этого начать реформы в части видов лицензирования.