Калининград, 01 апр 2021, 12:58

Маркировка пивной продукции приведет к ее удорожанию

Читать в полной версии
Фото: Pixabay

С 1 апреля в России стартует эксперимент по маркировке пива и слабоалкогольных напитков. Эксперты уверены, что это позволит увеличить оборот и доход производителей. В то же время, многие бизнесмены считают, что маркировка приведет к убыткам, сообщает радиостанция «Business FM Калининград».

Маркировка призвана сделать рынок более прозрачным за счет контроля и отслеживания товарооборота на всех этапах — от производства до конечного потребителя, а также увеличить налоговые поступления за счет вывода из оборота нелегальной продукции. На время эксперимента, до августа 2022 года, маркировку напитков решено сделать добровольной.

Плюсы маркировки

«Для производителя маркировка создаст возможность увеличить объем производства, что поможет снизить стоимость одного изделия в пересчете на серийность. Отслеживание пути товара позволит более тщательно планировать производство, тем самым сокращать издержки производителей. Для продавцов маркировка дает возможность торговать легальным товаром и повышать лояльность и доверие клиентов. Электронный документооборот сократит затраты на бумагу, уменьшит количество ошибок при составлении документов приемки товара при другом виде надзора», — рассказывает технический директор группы компаний «Серконс» Ирина Леонова.

Заместитель генерального директора Центра развития передовых технологий «Честный знак» Реваз Юсупов заявил, что компании сами высказали желание поучаствовать в эксперименте по маркировке, чтобы повысить доверие потребителей к своей продукции.

«Пока еще ни в одной отрасли — уже маркируется порядка, наверное, десяти отраслей — маркировка ни на одну копейку не увеличила стоимость ни в одной товарной группе. Стоимость не увеличится. Более того, она даже может сократиться, если нелегальный рынок уйдет, легальные компании получат больше потребителей, больше покупателей, смогут больше продавать продукции. Точно стоимость никак не вырастет», — утверждает Юсупов.

Как показал опыт с маркировкой других товаров, дороже и сложнее всего внедрение технологии обойдется крупных компаниям, которые, скорее всего, будут участвовать в эксперименте.

«А малый бизнес, как обычно, будет откладывать до последнего дедлайна. Нужно вспомнить, что одним из основных мотивов переводить маркировку под единого оператора «Честный знак» — одна информационная система, в которой нужно работать бизнесу вместо десятка разных. Оборот пива уже фиксируется в системе ЕГАИС, поэтому параллельное использование маркировки «Честный знак» и ЕГАИС будет плохим вариантом, к сожалению, более чем вероятным», — считает сооснователь и CEO облачного сервиса управления торговлей для малого бизнеса «МойСклад» Аскар Рахимбердиев.

Минусы маркировки

Сами пивовары не согласны с тем, что маркировка никак не отразится на цене конечного продукта. Из-за дороговизны маркировочного оборудования, позволить его себе могут только крупные компании, мелкий бизнес может попытаться отмечать продукцию вручную, а вот средний рискует оказаться в патовой ситуации, и тогда все издержки лягут на кошельки потребителей, считает пивовар и блогер Александр Иджон.

«Так и не получили мы пока стоимость какая будет у этого оборудования, но, по предварительным данным, она где-то составляет 300 тысяч евро на одну линию розлива. Естественно, это ляжет на конечного потребителя. Как минимум, на 10-20% это может подорожать все. Это произойдет, естественно, не резко, потому что будут держать до последнего цены. Это будет плавно происходить, но все равно в итоге подорожает. Потому что это не только само оборудование, не только сама техническая часть нанесения, но и замедление производства, замедление прохождения товара по всей цепочке, тоже надо каких-то дополнительных людей будет брать в штат», — говорит бизнесмен.

По данным Минпромторга России, объем нелегального пивного рынка в России составляет 5-12% в зависимости от региона, а потери бюджета — до 22 миллиардов рублей в год.

В январе в России началась цифровая маркировка молочной продукции. Пока это добровольная процедура. Но с 1 июня она поэтапно станет обязательной. Уже сейчас Национальный союз производителей молока заявляет, что в первый год нововведение обойдется производителям в 61 млрд рублей, тогда как чистая прибыль всей отрасли — около 35 млрд. О том, к чему готовятся производители и сколько простые покупатели заплатят за прозрачность, РБК Калининград поговорил с Андреем Романовым, председателем совета директоров ЗАО «Залесское молоко», президентом Союза промышленников и предпринимателей Калининградской области.

Ранее РБК Калининград проанализировал изменения в отраслях, где маркировка продукции уже стала обязательной.

Pro
Старение из-за постоянного воспаления: как избежать проблемы
Pro
Какими активами вы реально владеете: 5 ошибок инвентаризации
Pro
10 компаний с перспективами роста во втором кварталe — выбор Bloomberg
Pro
Быстро и дешево запустить сайт или приложение: польза и риски low-code
Pro
«Это лишь пропаганда США». Джеффри Сакс — о кризисе в экономике КНР
Pro
Секрет Гейтса и Далио: как медитации помогают прокачать лидерство
Pro
Как найти IT-команду, которая сделает проект строго в рамках бюджета
Pro
«В Китае нет сетей вроде «Магнита»: что SPLAT понял о рознице Азии