Калининград, 02 фев 2021, 09:50

Как удорожание морских перевозок влияет на цены товаров массового спроса

Читать в полной версии
Фото: Александр Подгорчук

В конце 2020 года резко выросла стоимость контейнерных морских перевозок из Юго-Восточной Азии. Этот фактор, по мнению экспертов РБК, уже повлиял на стоимость отдельных категорий товаров, импортируемых в Россию. Ожидается подорожание бытовой техники, обуви и мебели.

На сколько дорожают перевозки

«Контейнерные перевозки с Дальнего Востока и Юго-Восточной Азии подорожали в связи с коронавирусными ограничениями в начале 2020 года, когда Китай не работал. Потом китайцы вышли из карантина и начали активно отправлять грузы в своих контейнерах. Но Европа не работала, и в Америке тоже были проблемы.

Получалось, что в Китай контейнеры не возвращались. В результате к концу прошлого года было повышение цены на 50%. А сейчас из-за совокупности факторов повышение получилось примерно в пять раз», 

— рассказал Александр Токарев, руководитель отдела продаж калининградской судоходной компании «Речдан».

На сегодняшний день цена контейнерных перевозок стабильна. Ее падение, как предполагают в логистических компаниях начнется после того, как китайцы выйдут после празднования Нового года, то есть после 12 февраля, говорит Токарев.

«Но падение будет не резкое. Потому что многие наши импортеры пытались отодвинуть какие-то несрочные поставки в надежде на то, что цены упадут», — отметил специалист.

Кого коснется рост цен

В Калининградской области, по его словам, контейнерными перевозками доставляется широкий спектр товаров. Это бытовая техника, пищевая продукция, химия.

Несколько участников рынка говорят, что стоимость морских перевозок в декабре выросла с 1500 до 9 000 долларов за контейнер. К примеру, если говорить о перевозке холодильников, то это прибавит около 100 долларов за единицу. Такую оценку дает глава представительства производителя бытовой техники Candy-Hoover Group Глеб Мишин.

Кроме того, на 10-15% может вырасти цена новых партий габаритных импортных товаров — мебели, бытовой техники, товаров для дома, прогнозирует генеральный директор «INFOLine-Аналитика» Михаил Бурмистров.

«Значительнее всего выросла стоимость логистики для недорогой обуви — примерно на 12%. Для кожаной обуви прирост составил примерно 4%», — отметил, в свою очередь, основатель Zenden Group Андрей Павлов.

Не всё зависит от фрахта

Впрочем, даже учитывая, что стоимость логистики влияет на конечную цену товара, есть и более весомые факторы, считает заместитель генерального директора сети «Spar—Калининград» Алексей Елаев:

«Изменение стоимости морского фрахта — не столь значительная составляющая в стоимости весового товара. Это колебание цены учтется нашими оптовиками в рамках обычного колебания цен. Для покупателя это будет небольшое изменение. <…> У нас фрукты идут контейнерами из Южной Америки, из Китая.

Но мы закупаем часть этого товара у литовских, часть у голландских поставщиков на биржах, на стоках. Вопрос в том, как изменится биржевая цена конкретного товара с учетом повышения тарифа. Пока на валютной цене это не отразилось.

Потому что мы понимаем, что фрахт идет заблаговременно. То есть, когда фрахт придет к нам в цену — месяц полтора придется подождать, но он рано или поздно в цену придет».

С Елаевым согласен начальник отдела стратегического маркетинга транспортной группы FESCO Максим Шишков. Он объяснил, что производители техники, электроники, обуви и другие крупные клиенты всегда заключают долгосрочные логистические контракты. Поэтому в конечной стоимости таких товаров доля ставки фрахта заметно ниже, чем у других.

«Поэтому сезонные товары, отгрузки которых начнутся во втором квартале 2021 года, будут в меньшей степени подвержены влиянию текущих высоких ставок», — уточнил Шишков.

Председатель совета директоров Калининградского морского торгового порта Андрей Колесник в разговоре с РБК Калининград отметил, что в целом не наблюдает серьезного увеличения цен на судовых линиях:

«Если говорить про европейские морские перевозки, то на себестоимость товара влияет не столько фрахт, сколько железнодорожный тариф. Товары, которые приходят в порт, они же востребованы не на урезе воды: порт всегда работает в связке с железнодорожным транспортом. Вот здесь есть увеличение цен в два-три раза. Основная задача — это сбалансированность цен на всем протяжении маршрута — сквозные тарифы».

Ранее РБК Калининград сообщал, что из-за повышения стоимости морских перевозок цены на металл в России подскочили до десятилетних максимумов. Как следствие, в ближайшем будущем подорожает жилье, а у застройщиков и генподрядчиков могут возникнуть сложности с исполнением контрактов. Подробнее.

Pro
Субсидиарная ответственность за штраф от ФНС: как оправдаться директору
Pro
От $80 тыс. за апартамент: где и за сколько можно купить жилье на Бали
Pro
Таможня КНР не пускает ваш груз: что вы не учли, заказывая товар в Китае
Pro
«Это лишь пропаганда США». Джеффри Сакс — о кризисе в экономике КНР
Pro
Кийосаки предсказал банкротство США. Кто дает столь же мрачные прогнозы
Pro
Не признавать ошибки: как живут боссы с посттравматическим расстройством
Pro
Второй «пузырь доткомов»: как может выглядеть крах ИИ
Pro
Конец золотого века: почему гигантов консалтинга ждет спад