Калининград, 02 окт 2023, 16:40

Нужна пауза. Участники рынка об электронной очереди на границе с Литвой

Региональные перевозчики и ретейлеры рассказали РБК Калининград, почему в Калининградской области рано вводить электронную очередь.
Читать в полной версии
Фото: Александр Подгорчук

Власти Калининградской области обратились в Минтранс РФ с просьбой приостановить работу электронной очереди на МАПП «Чернышевское» на границе с Литвой. В региональном министерстве развития инфраструктуры заявили, что пришли к такому выводу после многочисленных жалоб. По мнению главы пресс-службы регионального правительства Дмитрия Лыскова, электронную систему нужно дорабатывать.

«Мы контактируем с коллегами из Росгранстроя, чтобы они ее доработали в максимально короткие сроки», — отметил он.

С тем, что нужна пауза, согласен генеральный директор транспортной компании «Сталена» Сергей Гоз. В разговоре с РБК Калининград он сообщил, что пока нововведение слишком дорого обходится региональным перевозчикам и что тайм-аут необходим хотя бы до апреля.

«Во-первых, для того, чтобы так экспериментировать, у нас должно было бы работать, как минимум, два перехода, где можно осуществлять перевозки посуху. Нужна альтернатива: на одном переходе — пожалуйста, проводите эксперимент, а на другом можно двигаться, как раньше, в порядке живой очереди», — объясняет транспортник, добавляя, что алгоритмы, которые заложены в электронную очередь, должны быть адаптированы под специфику Калининградской области.

«Это должны быть именно наши алгоритмы, учитывающие все нюансы», — говорит он, ссылаясь на то, что в отличие от российских коллег региональные перевозчики-международники не имеют возможности объехать очереди в другом коридоре или «покататься внутри страны».

«Мы сюда приезжаем, груз привозим и нам нужно уезжать. Я надеюсь, те предложения, которые озвучила Ассоциация международных автомобильных перевозок и те наши коллеги, которые в нее не входят, разработчики услышат и внедрят», — резюмировал Сергей Гоз.

Многие перевозчики в конце сентября жаловались на то, что из-за нехватки броней в очереди и длительного ожидания автомобилей портятся продовольственные грузы.

Заместитель генерального директора «СПАР-Калининград» по правовым вопросам Алексей Елаев говорит, что проблема поставок продуктов в Калининградскую область не связана с электронной очередью на выезд, но от этого зависит стоимость отправки.

«Проблема в том, что, как известно, из региона вывозят меньше товаров, чем завозят сюда. Значительная часть фур, которые привозят сюда продукты, обратно вынуждены уходить порожними. Новая электронная очередь не учитывает вывоз пустых большегрузов и скоропортящихся товаров. Поэтому наши калининградские поставщики столкнулись с тем, что они не могут вывезти скоропортящиеся продукты, так как на электронную очередь необходимо записываться дней за десять. А российские поставщики столкнулись с тем, что они не могут вывезти пустые машины», — объясняет Елаев в беседе с РБК Калининград.

По его мнению, пока два этих фактора не будут исправлены, работу электронной очереди необходимо приостановить.

«Калининградские производители уже столкнулись с тем, что у них увеличиваются сроки транзита. За счет этого они попадают как под штрафные санкции торговых сетей в России, так под штрафные санкции белорусских властей, потому что у них сроки транзита, прописанные в таможенной документации, не совпадают с фактическими сроками транзита. Это очень важная проблема, по сути», — убежден замдиректора торговой сети.

История вопроса

Напомним, электронную очередь на пограничном переходе Чернышевское — Кибартай запустили в начале сентября. В Росгранстрое заверяли, что она обеспечит порядок и контроль при формировании очередности проезда грузовиков к пунктам пропуска, сделает время прохождения границы прогнозируемым, сократит время ожидания и издержки перевозчиков.

Но почти сразу у перевозчиков начались проблемы. По словам водителей фур, свободные слоты разбирались хаотично, а сайт с системой бронирования работал со сбоями. В итоге приходилось ждать, терять время и деньги. Это привело к тому, что на сайте электронной очереди начались профилактические работы. По мнению разработчиков, они стали необходимы из-за нарушений — не все заявки пользователей соответствовали требованиям постановления Правительства #867. Переход на штатный режим портала был запланирован с 21 сентября.

Однако к концу сентября проблему решить не удалось. Пересекать границу в нужное время транспортникам не позволил целый ряд «узких мест» в работе системы бронирования. Во-первых, при поломке автомобиля и замене тягача или прицепа в системе не было возможности изменить заявленное транспортное средство. Во-вторых, при сдвижке времени выезда невозможно в брони изменить время прохождения границы — старый слот сгорает, а новый быстро получить невозможно, поскольку все уже разобрано. В-третьих, бронировать удается в лучшем случае на неделю вперед.

«Кто успел, тот и поехал, учитывая, что скоропорт, на доставку которого дается пару дней, отправляют в общую очередь! Невозможно порой узнать, когда точно будет грузиться машина, бывают задержки на заводах, на погрузках ,задержки из-за поломки и тд. Сейчас записи нет до 5 октября! Так еще и неизвестно, когда она открывается! Приходится мониторить это каждый час, учитывая, что на сайте очередь разбирают за полчаса! На границе, из-за медленной работы Литвы очередь переносят еще на 15-18 часов! Солярка в Калининграде достигает уже 70 руб., это лишние затраты, который несет перевозчик! Груз ждут в другом городе, в то время как система, которая никому не приносит пользы, заставляет нервничать и грузоотправителя, грузополучателя, перевозчика, водителей, сотрудников!», — жаловались перевозчики в своем письме в редакцию РБК Калининград.

Pro
Как борьба с рабством и идеалы зумеров подкосили рынок люкса
Pro
Запретить и заплатить: как еще бизнесу защитить право на свои разработки
Pro
Нейросети добра: как ученые решают этические проблемы с помощью ИИ
Pro
Теряют почву под ногами: почему Nike и Adidas уступают рынок конкурентам
Pro
Интерес россиян к жилью в ОАЭ и Турции угас. Какие страны заняли их место
Pro
Как замедление экономики КНР влияет на торговлю с Россией
Pro
90 дней подъемов в 05:30: что не так с новым трендом по «улучшению себя»
Pro
Почему обанкротился главный производитель аккумуляторов в Европе