Опять январь: местный бизнес о деловой активности в первый месяц года
Партнёрами встречи выступили ресторан Torro Grill, отель Mercure Kaliningrad и компания «Неско Северо-Запад».
Кому пик, а кому и спад
С утверждением о том, что январь — пора затишья, согласились далеко не все участники дискуссии. Здесь, как выяснилось, всё зависит от конкретного направления бизнеса.
Глава коммуникативного агентства «Клуб лояльности» («Новое время») Виктория Колёнова привыкла отсчитывать время «не месяцами, а кварталами»:
«Для нас особенно хорош четвёртый квартал. Первый месяц года раньше воспринимался как провальный, но сейчас мы приспособились использовать его в других целях. Вот за что мы обожаем январь: обычно трудимся в режиме 24/7, а в этот месяц у всех появляется возможность отдохнуть».
«В нашем бизнесе в новогодние каникулы — однозначно провал, — констатировал Михаил Михайлов, представляющий компанию «ДС и К» (международный центр грузоперевозок — Vila Maх). — В декабре грузов много, машин не хватает, цена ползёт в гору, а в январе уже все всё успели потратить. Но если декабрь сложить с январем и поделить пополам, то на каждый из месяцев придется вполне приемлемый доход».
Ортодонтический центр «Нормадент» также закрывается на весь период каникул, как сообщил его руководитель Александр Струянский: «Мы исходим из того, что наши клиенты регулярно заботятся о своих зубах — а в случае острой боли можно обратиться и в государственную клинику».
Исполнительный директор ООО «Виктория-Балтия» Олег Красневский отметил, что в продуктовом ритейле январь считается месяцем спада, но отнюдь не «мёртвым»:
«Сложновата лишь первая неделя, а в целом ничего критического для бизнеса не происходит. Из всех двенадцати месяцев он, несомненно, худший по показателям. При этом декабрь — самый успешный. В среднем в декабре у нас выходит 4 миллиона чеков, в обычный месяц — 3,7 миллиона, а в январе 3,4 миллиона — то есть потери незначительны».
«Мы активно работаем до середины января — точнее, до старого Нового года, — рассказала Евгения Хан, возглавляющая Центр фейерверков ХАН. — Нередко итоги января сопоставимы по цифрам со всеми летними месяцами. Но наши специалисты и 31 декабря, и 1 января — с утра на работе. А отдыхаем мы в межсезонье».
В январе «урожайный сезон» наблюдается и в бизнесе Романа Глебова, представляющего ювелирный магазин «Первый золотой» и «Ломбард городской». Такая диверсификация бизнеса ему на руку: «Основные продажи ювелирных изделий в новом году приходятся на 2–7 января, это 90% всех январских продаж. А с 15 января вовсю начинают «нести» в ломбард, и там начинает кипеть работа».
Вполне ожидаемо оживляется в праздники и турбизнес. Глава ООО «Балтма Турс» Михаил Друтман уверен, что его бизнес работает ради того, чтобы дать людям возможность отдохнуть: «Для нас праздники — тяжёлый труд. Конечно, мы всегда готовимся к этому периоду, как на приём, так и на выезд. В новогодние праздники у нас организовано специальное дежурство, чтобы мы могли оперативно решать возможные проблемы на погранпереходах».
Генеральный директор отеля Mercure Геннадий Демахин сообщил, что при открытии гостиницы они ориентировались на то, что в январе поток гостей города будет более интенсивным: «Мы рассчитывали на более высокий наплыв в самом начале года. Прогнозы наших экспертов были оптимистичными, но пока они не оправдались», — сообщил он.
Чем заняться в январе?
Некоторые из участников встречи предпринимали в этот месяц попытки оживить свои деловые процессы.
«Пробовали, работали над этим. Но никто не идёт, — признался Михаил Михайлов. — Пришли к выводу: лучше уж окунуться в общее веселье, а затем из него плановым порядком выйти. Проснутся все потихоньку в январе, работа развернётся, а к марту и жизнь начнётся».
По опыту Олега Красневского, промоакции в ритейле в этот месяц теряют смысл. Вместо этого сеть предоставляет покупателям отложенные скидки, которыми они могут воспользоваться в первые недели нового года — и это работает.
Геннадий Демахин заказал для своего отеля написание цикла оригинальных сказочных историй о городе и его достопримечательностях — буклеты появятся в номерах гостей. По мнению Демахина, привлекательность города значительно страдает от дефицита информации.
Друтман заметил, что туристический потенциал Калининграда достаточно высок: появилось полдюжины достойных отелей и несколько ресторанов, которыми «можно похвастаться на любом уровне». Но в целом наблюдавшийся в последние годы «хайп» по поводу внутреннего туризма был чем-то неестественным: «Несколько лет аномального спроса на отдых в России были вызваны скорее экономическими проблемами — в частности, ростом курсов валют. А в целом ожидания от этого тренда были преувеличены. В Калининград сейчас сложно добраться, как и улететь отсюда: билеты проданы».
Его слова подтвердил опрос, проведённый среди участников встречи модератором — главным редактором радио «Комсомольская правда — Калининград» Василием Масальским. Оказалось, что все присутствующие планируют провести «длинные каникулы» вне региона.
По мнению Михаила Друтмана, грех не сменить обстановку — «тем более что географическое положение позволяет это сделать почти за копейки». В подтверждение своих слов Друтман сообщил, что буквально накануне он вернулся из Рима, куда слетал за 6 тысяч рублей в оба конца.
Друтман подчеркнул, что в новогодние праздники должны допоздна работать не только магазины, но и музеи. Михаил Михайлов отметил, что в городе наблюдается дефицит спортивных мероприятий.
Александр Струянский считает, если у взрослых и детей совпадают каникулы, то вполне логично провести время в более интересном месте:
«Давно уже пора построить здесь хотя бы аквапарк. Если в один день люди смогут посетить аквапарк, в другой — каток, а на третий — ещё что-нибудь пристойное, большинство уезжать и не захочет. А мы вот — уезжаем. Первого января в шесть утра».
Участники дискуссии сошлись во мнениях на том, что с момента всеобщего удлинения новогодних каникул сервис начал поворачиваться лицом к потребителю, но ещё есть куда расти.
Планы и ожидания
Особых ожиданий от ближайшего января у бизнесменов нет. Такие настроения связаны в том числе и с рядом налоговых новшеств, вступающих в действие с нового, 2019, года.
«Мы понимаем, что равномерно повысятся цены буквально во всех сферах», — констатировала Виктория Колёнова.
Александр Струянский отметил, что в стоматологии на январь традиционно приходится повышение цен: «У нас абсолютно все компоненты приобретаются за валюту, отечественного ничего не используется. Валюта дорожает, растёт себестоимость, вот и приходится поднимать цены».
Вторую половину января, когда деловая активность начинает потихоньку просыпаться, предприниматели стараются провести с максимальной пользой для бизнеса.
Январь хорошо использовать для решения стратегически важных задач, планирования, заключения годовых контрактов по медиапланированию, считает Виктория Колёнова: «В декабре у многих компаний пик активности. В том числе и у медиаплощадок. А вот в январе продажи падают, и многие становятся куда более ласковыми и сговорчивыми».
Фирма Михаила Друтмана планирует активно участвовать в выставках и «специальных мероприятиях» по продвижению региона. Евгения Хан уже в январе приступает к активной подготовке очередного фестиваля фейерверков, в этом году намеченного на август. В компании, возглавляемой Михаилом Михайловым, это время традиционно используется для подбора и обучения сотрудников. Именно в январе это можно сделать без ущерба для бизнеса. Роман Глебов в эти недели планирует провести ремонт и замену оборудования в своих ювелирных магазинах. Геннадий Демахин отметил, что открытие отеля было стремительным и кое-что было оставлено на доделку, январь — самое время для этого: к началу сезона на террасе должен быть открыт новый рыбный ресторан.