«В состоянии напряжения». Вступили в силу новые правила оформления грузов
С 1 февраля изменился порядок оформления таможенных деклараций. По словам участников российского рынка, это уже привело к нагрузке на досмотр и простоям, передает«Коммерсантъ». Кроме того, до сих пор не вышел акт Минфина, где подробно должен быть описан новый порядок. В связи с этим у калининградских таможенных брокеров нет понимания, как диспетчеризация отразится на применении режима свободной таможенной зоны.
Теперь вместо 600 точек таможенного оформления должны работать 16 центров электронного декларирования (ЦЭД). Согласно новому порядку таможенные декларации автоматически передаются ЦЭДам в зависимости от критериев: вида транспорта, которым доставлен товар, типа груза и места регистрации декларанта.
«Фактически происходит таким образом: мы кидаем декларацию на наш ЦЭД, срабатывает в таможне автомат и эту декларацию посылают по месту прописки даже, например, на Дальний Восток. Соответственно, нужно декларацию забрасывать с учетом разницы во времени. А это усложняет процесс. Но, в принципе, на сегодняшний день все регионы стараются работать оперативно: за 2-3 дня в любом случае выпускают декларацию», — отметил Павел Монастырный, заместитель генерального директора калининградского «Бюро таможенных услуг».
Менее оптимистично оценивает новый порядок гендиректор федерального таможенного брокера КВТ Юлия Шленская. По ее словам, в таможенном оформлении начался хаос и непредсказуемость. Декларации, поданные на пришедшие в Подмосковье товары, уходят на Дальний Восток, где рабочий день уже закончен. Приходится ждать следующих суток, а это — это простои и расходы.
«Когда дальневосточный и владивостокский ЦЭДы оказались перегружены, они начали переводить декларации на Хабаровск, который сроду такого количества работы не видел. Так что под этот ледяной душ попали и декларанты с перевозчиками, и сами таможенники», — добавила Шленская.
У таможенных брокеров нет понимания, действуют ли эти новые правила в тестовом режиме или их введут на постоянной основе. В оценках участники рынка расходятся.
Также собеседники РБК Калининград отмечают, что введенные правила действуют выборочно. Например, специалисты калининградского таможенного представителя «Зеленый Коридор» не заметили улучшений или ухудшений в работе: порядок оформления деклараций остался прежним. Представители регионального таможенного брокера «Орион» говорят о том же.
Первый заместитель руководителя ФТС Руслан Давыдов пояснил «Коммерсанту», что на первом этапе диспетчеризации фильтруются энергетические и подакцизные грузы. Их оформлением занимаются Центральная энергетическая и Центральная акцизная таможни.
Затем накладные сортируются в зависимости от того, каким путем прибыл груз: для морских грузов создано три ЦЭДа — Балтийский, Новороссийский и Владивостокский. А для авиагрузов создан свой ЦЭД. Прочие грузы, оформляются по месту ИНН или КПП декларанта. По словам Давыдова это сделано в связи с «тесным взаимодействием ФТС и налоговой службой».
«Сегодня у нас малое количество деклараций подверглось диспетчеризации: здесь проблем особых не возникло. Но у нас остаются вопросы, которые связаны со спецификой Калининградской области: каким образом диспетчеризация коснется деклараций в процедуре свободной таможенной зоны. Разъяснений от ФТС по этому поводу никаких нет. Приказа Минфина по диспетчеризации, который все ожидали, тоже нет. В приказе эти вопросы должны были быть объяснены. Поэтому сейчас находимся в состоянии напряжения», — отметил Валерий Лунев, генеральный директор ООО «Группа компаний Статус-Эксперт».
Он пояснил, что товары, которые используются на территории нашего региона, при импорте, при ввозе помещаются под процедуру свободной таможенной зоны. Их оформление пока идет в калининградском ЦЭДе. Но согласно проекту приказа Минфина, исключение составляют товары, которые пришли морем или авиатранспортом.
«Очевидно, что наш регион попадет в сферу деятельности Балтийского ЦЭДа — опять же тут нет никакой ясности. А учитывая информацию, что оформление в Балтийском ЦЭДе идет с задержками, калининградский бизнес хотел бы знать, где все-таки они будут оформляться при диспетчеризации деклараций», — добавил Лунев.
По мнению участников рынка, процедуру должен урегулировать приказ Минфина о полномочиях таможенных органов по регистрации деклараций. Сейчас проект документа находится в стадии публичных обсуждений. Бизнес-сообщество, как сообщает «Коммерсантъ», предлагает в этот проект свои поправки — эксперимент ФТС не совсем понятен.
Кроме того, по словам замгендиректора BMJ-logistics Константина Бондаренко, не ясно, по какой причине участников внешнеэкономической деятельности заранее не проинформировали о таких изменениях, ведь последствия от простоя, а также дополнительных расходов на проведение досмотра в результате ложатся именно на них.
Ранее РБК Калининград сообщал, что застрявшие на литовской границе дальнобойщики вынуждены доплачивать за трассу. Проблема тянется на протяжении прошлого года. И теряют от этого не только перевозчики, но и область: если есть срывы поставок, для чего тогда предприятиям из России сотрудничать с организациями Калининграда?