Кремниевая долина – это не про льготы. Зачем айтишники едут в Калининград
Трое из шести новых резидентов калининградской Особой экономической зоны (ОЭЗ) — это IT-компании. Примерно с 2018 года представители этой отрасли переезжают из «большой России» в Калининградскую область на постоянное место жительства. Региональные власти не раз отмечали, что именно для IT-проектов в Калининградской области созданы самые привлекательные условия. Чем именно притягивает разработчиков в регион, и что мешает ему стать «кремниевой долиной», РБК Калининград узнал у Марии Кругловой, лидера IТ-сообщества GDG (Google Developers Group) Kaliningrad.
— GDG ведет реестр всех IТ-компаний региона. Если взять отрезок, например, в пять лет. Сколько организаций переехали в Калининградскую область из центральной России?
— Всего в регионе по нашему реестру 147 зарегистрированных IТ-компаний — они живые и работают. Но мы же говорим, что один из механизмов, который создала региональная власть для привлечения, в том числе, IТ-компаний — это ОЭЗ с теми преимуществами, которые она дает. И, соответственно, регистрация многих компаний отсчитывается 2018 годом.
Я не обновляла эту информацию последние месяца три, но, по моим данным, в ОЭЗ было зарегистрировано 23 IТ-компании. Правда, это не значит, что все они приехали в регион. Частично это местные компании, которые создали новые юрлица и новые продукты в рамках существующего набора компетенций. Но примеры переезжающих компаний есть. Из этого списка примерно половина таких.
— IТ-компания может находиться в любой точке мира и сотрудничать с кем угодно, но едут именно в Калининградскую область. И власти делают акцент, что именно для сферы IТ в регионе особые условия. Почему?
— Я бы не сказала, что есть какие-то преференции, которые только для IТ. Потому что кроме ОЭЗ к созданным областью мерам поддержки можно отнести программу релокации для специалистов высокого уровня. За нее отвечает министерство социальной политики. Она распространяется, в том числе, на IТ.
То есть, из бюджета области выделяются деньги на поддержку перевоза высокоспециализированного человека в регион. Понятное дело, что переехать в регион — это затратно. А когда тебе нужен высококвалифицированный специалист, то это затратно вдвойне. И компании, которые заявляются в эту программу, получают поддержку от государства на перевоз специалистов.
Денег выделяется прилично, но в итоге получается не так и много, если судить по количеству людей, которых возможно на эти деньги привезти. Но это одна из мер поддержки региона. И опять же, это касается не только IТ.
— Релокация распространяется на компании, которые из центральной России планируют переехать в Калининград, или когда калининградская компания хочет перевезти себе сотрудника?
Да, второй вариант. Деньги по этой программе могут быть потрачены на транспортные расходы, жилищное обустройство, даже на родителей работника. В регионе созданы неплохие меры поддержки малого и среднего бизнеса вообще и, в том числе, они созданы для IТ. Но чаще все-таки сюда переезжают не компании, а сами IТ-специалисты.
Компаний много, они разные и понимают, что на рынке труда Калининграда не так много свободных и качественных специалистов. Поэтому все смотрят на людей из других регионов, СНГ и перевозят их сюда.
И в данном случае, речь не только про условия, созданные для бизнеса, но и про условия, созданные просто для людей. Коллеги, которые переезжают, признаются, что здесь жить комфортнее.
КСТАТИ
Эксперты института территориального планирования «Урбаника» определили 100 самых комфортных российских городов. Калининград вошел в десятку лучших по качеству среды. Подробнее.
— В чем комфортнее?
— Одни из привлекающих вещей — климат, близость Европы (пусть она сейчас и закрыта), наличие рядом моря. И, в сравнении со многими городами, люди отмечают, что им здесь по-человечески лучше. Многим нравится, что есть возможность проживать не только в самом Калининграде. И эта наша малоэтажная застройка в области, когда ты можешь построить себе дом, это многих тоже привлекает.
— Вернемся к бизнес-среде: есть ли какое-то созданное условие, которое особенно выгодно именно айтишникам?
Такого нет. Но есть отдельная налоговая льгота именно на территории области, которая в два раза снижает ставку для тех, кто работает по упрощенной системе налогообложения. Такая льгота действует именно на IТ.
Но я бы не сказала, что именно эта льгота становится той самой, из-за которой люди сюда переезжают и открывают бизнес. Это просто как дополнительная хорошая плюшка.
— Как вы говорили, в регионе сейчас есть 147 IТ-компаний. Можно ли поделить их на группы по направлениям?
— Около трети из них занимаются автоматизацией производств. Это внедрение различных систем, которые оптимизируют работу предприятий. Например, ведение баз данных, создание внутренних инструментов для обработки заявок, заказов и так далее.
Примерно 25% я бы отнесла к разработке сайтов. Разработкой мобильных приложений занимаются процентов 10-15%. Но нужно понимать, что есть компании, которые делают и то, и другое. В Калининграде есть крупные аутсорщики, которые делают приложения для банков, авиакомпаний, которыми пользуются многие люди по России.
И отдельный, наверное, блок — это стартапы, основным продуктом которых является разработанное ими приложение. Из таких можно выделить Ultimate Guitar — приложение для гитаристов. Эти ребята работают на весь мир, но в Калининграде у них основной офис. Они поддерживают все продуктовое решение.
И процентов 8-10% — это разработчики игр. Всего остального помаленьку.
— Вы упомянули Ultimate Guitar, а какие еще и сколько международных IТ-компаний в Калининграде?
— Наша компания, Panzerdog, тоже международная. У нас 16 млн пользователей, большинство из них не в России. Есть также Bandlink, Prequel, да даже Битрикс24 уже идет на Запад. Я бы сказала, что больше половины IТ-компаний, которые работают в Калининграде, в том числе, делают продукт на Запад. Но есть продуктовые компании [те, кто занимается конкретным приложением — прим. РБК], которые по большей части ориентированы на мир.
— Сейчас специалисты перетекают в регион. А есть ли у Калининградской области потенциал, чтобы стать не то чтобы кремниевой долиной, но почти?
— Это вопрос на очень долгое и стратегическое обсуждение. Для того, чтобы регион стал «кремниевой долиной», в нем должны появиться очень четкие условия именно для IТ.
Чтобы каждый человек, который поступает не только на информационные технологии, но и вообще в университет, имел внутри себя компетенцию на создание бизнеса. То есть, понимание того, что он сможет реализовать свою идею, находясь в Калининграде.
Это намного шире понятие, чем просто сюда привлечь айтишников. Нужно предложить им атмосферу, в которой генерируются новые идеи. А для этого таких людей надо взращивать.
— А что мешает? Проблема в качестве образования?
— Скорее посыл, который мы сейчас вкладываем в образование. На уровне региона много чего создано для того, чтобы зарегистрировать первый бизнес, получить для него поддержку. Но слишком мало людей, кто обладает предпринимательским мышлением. А в сфере IТ их еще меньше.
У нас ребята получают теоретические знания, но редко учатся проектной деятельности, тому, как можно создать свой бизнес, как можно реализовать свою идею. Они выходят из университетов работягами. А кремниевая долина все-таки, не только про льготы. Кремниевая долина — это про кучу идей, которые там пытаются реализовать люди. У нас такого количества идей нет. А нет их потому, что мы сами не выросли в такой атмосфере.