Калининград, 04 июн 2022, 13:15

Как укрепление рубля повлияло на калининградских экспортеров

Читать в полной версии
Фото: Александр Подгорчук

В середине мая рубль стал резко укрепляться, а курс валют опускался к уровню 57 рублей за доллар — минимуму с марта 2018 года. Курс евро опускался до минимума с апреля 2017 года — ниже 60 рублей. Крупные промышленные предприятия России заявляли, что укрепление национальной валюты сделало экспортные поставки малоэффективными.

23 мая Министерство экономического развития сообщило, что укрепление рубля достигло пиковых значений. После этого иностранная валюта начала расти, но 30 мая курс валют вновь стал падать. На момент публикации материала, доллар на бирже опустился до 62 рублей, евро — до 63 рублей.

Как изменение курса валют и снижение требования об обязательной продаже валютной выручки с 80 до 50% повлияло на экспортеров региона, РБК Калининград рассказали предприниматели.

Александр Орехов (Фото: Александр Подгорчук)

Александр Орехов, генеральный директор «Лесобалт»:

«На любой экспорт укрепление курса рубля влияет отрицательно. И когда правительство у нас так действует, должен учитываться баланс интересов, потому что у нас есть предприятия которые работают на экспорт, и те, кто работает на российский рынок. Если мы создавали предприятия, направленные на экспорт, поддерживали их, то сегодня поддержка тоже актуальна. Но это мы говорим про сегодня, а завтра у нас экспорт на Европу закрывается, и тяжело сказать, что будет через два месяца. Согласно пятому пакету санкций, до 9 июля должен остановиться экспорт максимального количества товаров, которые производятся в России, для нас в том числе. Поэтому мы стараемся перестроиться на местный и российский рынки, и ждем поддержки регионального правительства в части возможности входа в местные свободные от арендаторов леса. Надеемся, что совместными усилиями это вопрос решим, и тогда предприятие, которое на 90% работало на экспорт, будет существовать, развиваться.

Безболезненно [перейти на внутренний рынок] тяжело, потому что представьте: при сегодняшних ценах, выросших в полтора раза, везти сырье из России и работать в Калининграде, потом опять отвезти в Россию, чтобы это продать. Представляете какая это логистика? Мы эту логистику можем применять только при использовании местного сырья.

[Снижение продажи валютной выручки с 80 до 50%] — это нормально, потому что мы стали заложниками ситуации, когда мы продаем [товар], и когда приходит наша выручка, а у нас ее забирают по самому низкому курсу. Банк России понизил ключевую ставку до 11%, но почему с банков не требуют моментального исполнения, понижения ставки кредитных договоров? У ведущих банков в Калининградской области ставки 25-28%. Государство помогает предприятиям, а банки разве не должны помогать предприятиям? У банков курсы валют совсем другие, если у нас по 60 рублей берут, то банки продают по 65-68-70 рублей.

[Издержки были больше, чем выручка]. Мы сейчас работаем чтобы выжить, продержаться, а не на рентабельность. Мы ищем больше возможностей и способов чтобы работать».

Антон Федосов (Фото: Александр Подгорчук)

Антон Федосов, генеральный директор ассоциации «Кластер янтарной промышленности»:

«Укрепление рубля, конечно, для экспорта не самая лучшая история. То есть, условно говоря, если мы планировали исполнение крупнооптового контракта с одним курсом — 75-77 [рублей за доллар] — а получили в итоге 59, при перерасчете здесь на рубли на закуп это негативно повлияло. На экспорт уже контракты заключены, и изменение цены не предполагает валютного колебания рубля. От доллара — пожалуйста, а к рублю никто не привязан. Поэтмоу, условно, взято обязательство под одну историю, и всех все устраивало, а потом тебе платят в долларах, и в рублях ты получаешь на 20-30% меньше.

[С уменьшением обязательной доли продажи валютной выручки] интересно получилось. На начальном этапе, когда доллар был высоким и мы были обязаны продавать, это было выгодно в итоге, потому что рубль потом начал укрепляться и это оказало позитивный эффект на экспортеров. А потом тот факт, что рубль укрепился больше, чем было рассчитано, и ничего не поменялось, по сути дела [Янтарный] комбинат цены заморозил. Ему бы по хорошему цены снижать, а он их зафиксировал. 50% [обязательной продажи] чуть лучше [чем 80%], но все равно платят в долларах и их все равно конвертировать в рубли. Условно говоря, получая за отгруженную продукцию в долларах, вы все равно вынуждены полностью конвертировать в рубли, потому что бизнес происходит в России. 80 или 50 процентов — особой разницы для нас не имеет.

Несмотря на всю геополитическую напряженность, у нас происходит оживление экспортной составляющей. К нашей продукции повышен спрос и интерес — это Китай, Арабские Эмираты, Турция, все арабские страны, Ближний Восток и Азия. Европа у нас недружественное объединение, с которым сейчас очень проблематично вести дело. По сути, вся Европа работала на Китай и арабские страны — там основной мировой рынок потребления. А исключив из этого уравнения Европу, выигрывает калининградский производитель».

Дмитрий Сивков (Фото: Александр Подгорчук)

Дмитрий Сивков, президент Ассоциации экспортеров Калининградской области (АЭКС), директор Baltmotors:

«Мы были грустные, когда рубль укрепился, а сейчас он поднялся до 65 и настроение у нас снова повышается. Мы не знали что делать с ценообразованием, мы выждали время, были уверены, что наше правительство нас не подведет и снова поднимет курс.

Проблемы с доставкой [комплектующих для Baltmotors] более-менее решились. Мы нашли логистический путь до наших рынков, разобрались с новыми таможенными пошлинами в Канаде, Америке. Вроде бы все нормально. Не так хорошо, как было до 24 февраля, но терпимо. Нам пришлось разбить процесс сборки на две части: частично техника будет собираться здесь, а частично уже в Америке. Там будет наверное половина всего технологического процесса.

Нам было лучше, когда у нас не было никаких требований [по продаже валютной выручки]. Мы сами принимали решение, что делать с нашими деньгами, а сейчас приходиться тратить 50%. Но у нас закупки на самом деле все равно в рублях, нам все равно приходится 50% тратить от выручки на закупки рублевые».

Дмитрйи Христов (Фото: Business FM Калининград)

Дмитрий Христов, Знаменский композитный завод:

«Мы около года назад перестроились на импортное сырье и на отечественных покупателей, и на нас это сильно не отобразилось. Минимум импорта и экспорта, доля валютной выручки минимальна. Новая продукция полностью независима от валютных колебаний и зарубежных клиентов. Мы хотели расширить ассортимент, а в итоге новый ассортимент оказался востребован в нынешние времена, а то, чем торговали на экспорт, получилось что не делаем».

Как писал РБК Калининград, после того, как иностранные перевозчики отказались доставлять российские грузы, экспортеры области столкнулись с большими проблемами. Осложнен вывоз продукции из региона как за рубеж, так и на основную территорию России. Паромное сообщение, призванное помочь компаниям, — даже при росте курсов валют почти на 20% — выходит дороже, чем наземные перевозки.

Калининградский экспортер торфа «Нестеровское» из-за санкций не может вывезти породу в Европу, убытки оцениваются в миллионы евро. Предприятие формально может выполнять свои обязательства по заключенным контрактам до 10 августа. Убытки директор «Торфопредприятия «Нестеровского» оценивает в «миллионы евро».

Повтор материала от 30 мая.

Pro
Какие три мифа о процессной аналитике мешают развивать бизнес
Pro
Экономика контента: сколько мир зарабатывает на инфлюенсерах
Pro
Люди с высоким уровнем EQ больше зарабатывают. Как его развить
Pro
Стоит ли вступать в споры с налоговой инспекцией и как это делать
Pro
Серотонин — не про счастье, мелатонин — не только сон: 5 мифов о гормонах
Pro
Интерес россиян к жилью в ОАЭ и Турции угас. Какие страны заняли их место
Pro
Резкий рост оборотов на маркетплейсах в 2024 году: чего ждать в 2025-м
Pro
Как Индия боролась с «масляной инфляцией» и проиграла